пятница, 18 сентября 2015 г.

Отдать свою независимость

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж

Картика. 2013г.

Как можно понять, совершает человек севу или обычную мирскую деятельность? Внешне можно делать очень много служения, но, в конечном счете, всё определяет мотив личности. Например, родители Шрилы Рагхунатхи даса Госвами – Хиранья Маджумадар и Говардхан Маджумадар (отец и дядя), постоянно служили вайшнавам. Будучи очень крупными землевладельцами, они не собирали с преданных налоги. Также очень часто в их доме проводились духовные программы, на которых вайшнавы давали хари-катху и пели киртаны. Однако их мотивом было — сохранить и приумножить своё богатство. Они стремились приобрести материальное благочестие, поэтому Шриман Махапрабху сказал, что родители Рагхунатхи — вайшнава-прая (выглядят как вайшнавы, но таковыми не являются). Результат истинной севы — привязанность к хари-катхе. Если человек говорит: «Я делаю так много служения», но при этом его не интересует хари-катха, мы не поверим, что его деятельность является севой.

дхармах свануштхитах пумсам вишваксена-катхасу йах
нотпадайед йади ратим шрама эва хи кевалам

«Вся деятельность человека, совершаемая им в соответствии с его положением, — бесполезный труд, если она не пробуждает в нём интереса к посланию Личности Бога» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.8).

Как-то раз Чхота Харидас принёс для Махапрабху рис из дома Мадхави деви, при этом он совершил много физической работы: далеко ходил, нёс рис; однако Махапрабху не был доволен им. Если объект вашей севы не удовлетворён вами, то ваша внешняя активность не может быть принята как истинное служение.

Преданный: Одни преданные выполняют севу, руководствуясь своими желаниями, делают то, что приходит им в голову. Другие приходят к садху и спрашивают: «Как я могу служить, чтобы вы были довольны?» Будет ли отличаться результат их действий?

Шрила Б.В. Бхарати Махарадж: Тот, кто руководствуется своими желаниями, получит удовлетворение, но оно будет лишь на уровне его ума и чувств. Если же преданный оставляет все свои желания, приходит к садху и спрашивает его: «Как правильно выполнять служение?» При таком положении дела, он получит подлинное благо для себя как души. При этом побочным эффектом будет та же удовлетворённость чувств и ума.

Однажды некий человек организовал для своего сына свадьбу на корабле. Вечером все взошли на палубу. Начался праздник. Капитан вместе со всеми принял угощение, и пошёл немного вздремнуть. Очень ранним утром, когда туман ещё стелился над водой, он отдал приказ гребцам начать плаванье. Они дружно принялись за своё дело. Капитан решил ещё немного подремать и покинул слуг. Позже, проснувшись и выйдя на палубу, отец жениха обнаружил, что корабль так и не сдвинулся с места. Туман немного рассеялся, и стало видно, что судно стоит на месте. Как же такое могло случиться? Гребцы приложили неимоверные усилия, они истекали потом, но весь их труд оказался совершенно бесполезным, потому что капитан спросонья забыл поднять якорь!

Подобным же образом, если вы хотите продвигаться по пути бхакти, нужно «поднять якорь», иначе, сколько бы вы ни совершали служения, оно не принесёт должной пользы. Не забывайте об отречении!

анашритах карма-пхалам карйам карма кароти йах
са саннйаси ча йоги ча на нирагнир на чакрийах 

«Тот, кто не привязан к плодам своего труда, но действует, верный своему долгу, воистину живёт вайрагьей (отречением). Именно он - настоящий йог, а не тот, кто не зажигает огня и не выполняет своей дхармы» («Бхагавад-гита», 6.1).

Прежде всего, нужно прийти к вайшнаву и, со всей искренностью и решимостью, вручить себя ему: «Я буду действовать так, как вы скажите». Например, вы знаете, что согласно шастрам в месяц Картика благоприятно предлагать лампаду Божеству, совершать парикраму, обходя святые места, повторять больше кругов на джапа-мале и т. д. Однако, какой бы анге бхакти вы не следовали, если вы находитесь под непосредственным руководством садху, вы должны спрашивать у него: принесёт ли вам такая сева истинное благо? Необходимо делать именно то, на что вдохновляет вас святой. Нужно подойти к вайшнаву и смиренно спросить: «В чём состоит моя обязанность?» Только так вы сможете достичь желанной цели, а не просто занимаясь удовлетворением своих чувств прикрываясь бхакти. Можно делать много всего, что считается благоприятным и будет нравиться вам, но принесёт ли это вам истинное благо?! Так, капитан был твёрдо уверен, что скоро окажется где-то в другом месте, однако корабль не сдвинулся ни на йоту. Точно также, не действуя под руководством садху, вы не сможете прогрессировать на пути преданности Бхагавану.

Придя к вайшнаву, нужно отдать свою независимость: «Отныне я больше не руководствуюсь указаниями своего ума и порочного интеллекта, я буду принимать то, что мне говорит вайшнав тхакур. Как он велит, так я и буду поступать»:

тадриша бхаджана-виджне джанийа абхишта
кайа-мано-вакйе сева хаийа нивишта
шушруша карибе танре сарвато-бхавете
кришнера чарана лабха хайа танха хаите

«Знай маха-бхагавату, как избранного Всевышним, как величайшего святого. Помыслом, речью и делом самозабвенно служи ему вечно и радуйся! Склонившись перед его стопами, служи ему так, как он велит тебе. Милостью этой души ты обретёшь стопы Шри Кришны» (Бенгальский стих Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура).

Например, вы можете прочитать, что в Картику благоприятно служить у алтаря и совершать парикраму, но, придя к вайшнаву, если он скажет делать что-то иное, нужно оставить привязанность даже к этим религиозным действиям. Ради служения гуру, возможно, придётся отказаться даже от той деятельности, которая вас очень вдохновляет и которая прописана в шастрах. Без полного предания садху, вы можете делать множество чего и при этом получать внутреннее удовлетворение, но знайте, поступая таким образом, вы не сдвинетесь с места.

Преданный: Комментируя один из стихов «Бхагавад-гиты», Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж говорит, что преданные должны совершать то служение, которое им нравится, и соответствует их природе и способностям.

Шрила Б.В. Бхарати Махарадж: Он прав, однако, как вы можете быть уверены в том, что вы верно определили вашу склонность к чему-либо?! Сердце всех начинающих преданных находится в гунах материальной природы, поэтому они склонны ошибаться. Даже если выбранное вами занятие приносит вам какое-либо удовлетворение, это вовсе не означает, что вы не можете делать ничего другого. Каждый может заниматься различной деятельностью, поэтому самое лучшее — прийти к вайшнаву и спросить: «Как мне действовать, чтобы вы были довольны мной?» Только вайшнав знает, что конкретно сейчас, на вашем уровне, является для вас наилучшим, и какое служение вам необходимо выполнять.

шрейан сва-дхармо вигунах пара-дхармат св-ануштхитат
сва-дхарме нидханам шрейах пара-дхармо бхайавахах 

«Гораздо лучше выполнять собственные обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем безукоризненно выполнять чужие. Лучше посвятить себя без остатка, исполнению своих обязанностей, чем пытаться заниматься чуждой деятельностью, которая не согласована с адхикарой. Опасно не следовать этому указанию» («Бхагавад-гита», 3.35).

Понимание своего места и деятельности, которую нам нужно выполнять приходит к нам через садху-сангу.

Шрипад Неми Махарадж: Допустим, преданный получил харинаму у гуру, который не является премика-бхактой. Затем этот гуру привёл его к праная-бхакте. Есть ли необходимость получить заново дикша-мантры от уттама-вайшнава, или же для духовного прогресса ученика достаточно шикши от праная-бхакты?

Шрила Б.В. Бхарати Махарадж: Шикши достаточно. Шикша полноценна, она даст всё, поэтому нет необходимости получать мантры снова.

Мадхава-прия Прабху: Наш Шрила Гурудев (Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж) говорил, что если гуру пал, например: стал майявади, или же он оскорбляет старших вайшнавов, имеет склонность к материальному накопительству, либо имеет пристрастие к близким взаимоотношениям с женщинами, то его нужно оставить и вновь получить мантры у подлинного вайшнава. Если же гуру не является падшим и не запрещает вам общаться с истинными вайшнавами, не стоит оставлять его, даже несмотря на то, что он может быть не самого высокого уровня.

Преданная: Мы обусловлены мирскими самскарами из прошлых жизней, в нас множество недостатков, которые мешают нам духовно развиваться. Что с этим делать?

Шрила Б.В. Бхарати Махарадж: Я снова и снова советую, если вы хотите, чтобы предыдущие впечатления не беспокоили вас, всегда находитесь в обществе чистых преданных. В этом материальном мире люди страдают из-за того, что они переполнены материальными желаниями, но в общении с шуддха-бхактами, всё неблагоприятное, естественным образом покинет сердце. Поэтому не нужно слишком волноваться по поводу своих недостатков, прежде всего необходимо искать высочайшее общение. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил: «Чтобы преодолеть все препятствия, необходимо утвердиться в положении слуги подлинных слуг Господа».

пратиштхаша-тару, джара-майа-мару,
на пела равана йуджхийа рагхава
ваишнави-пратиштха, та’те коро ништха,
таха на бхаджиле лобхибе раурава

«Желание славы подобно миражу в пустыне иллюзорной материальной энергии. Равана жаждал занять место Господа Рамы, чтобы насладиться этим миражом, но был убит в сражении с Ним. Поэтому утвердись в положении слуги шуддха-бхакт, которое они по милости даровали тебе. Иначе тебя ждёт ад Раурава». (Бхаджан Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура «Душта-мана»).

По мере того как мы продвигаемся по этому пути, к нам помимо духовных благ начинают приходить материальные плоды, в виде славы и почестей. Если вы думаете, что это и есть путь бхакти, то вы находитесь в чрезвычайно опасном положении и глубочайшем заблуждении. Поэтому, необходимо всегда находиться в обществе истинных вайшнавов, которые научат вас, как усвоить эти истины. Когда служа Господу, вы начинаете видеть, как к вам приходят материальные плоды, необходимо в любом случае продолжать своё служение, и при этом оставить мысль, что вы — действующий и наслаждающийся. Всё, что мы имеем, приходит к нам от гуру и вайшнавов, они наделяют нас силой и способностями. Получая эти плоды, мы не должны использовать их для своих чувственных наслаждений. Нужно чувствовать и мыслить так: «Всё это пришло ко мне по милости гуру-варги для того, чтобы я использовал это в служении».

Гаура премананде!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий