вторник, 26 августа 2014 г.

Страдает ли преданный?

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

(15 апреля 2008 г., Гонконг)

Камала-канта дас: Некоторые думают: «Я столько всего делаю. Я повторяю святое имя и всему следую, но все равно страдаю».

Шрила Гурудев: Это значит, что они не настоящие преданные. Чистый преданный не может так думать.

Камала-канта дас: А как думает мадхьяма (преданный среднего уровня) или каништха (начинающий преданный)?

Шрила Гурудев: Каништха может так думать, но не чистый преданный.

Камала-канта дас: В своем комментарии к Десятой Песни «Шримад-Бхагаватам» Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур указывает три причины страданий преданного: (1) чтобы держать в тайне преданное служение; (2) чтобы не разуверить атеистов. [Бхакти разрушает прарабдха-карму, поэтому преданные по-настоящему не страдают и даже не стареют. Йогамайа держит бхакти в тайне и не беспокоит атеистов, создавая у них впечатление, что вайшнавы стареют и умирают. Прим. англ. ред.] И в третьих, чтобы усилить стремление преданного. Это так?

Шрила Гурудев: Да, это так. Преданные, которые повторяют святое имя Кришны и преданно служат Ему, свободны от кармы. Для них приходящие страдания и проблемы означают, что Кришна хочет научить их смирению и терпению. Такие преданные будут думать: «Я такой никчемный!» Такое смирение придет. Кришна лично посылает им испытания. Это не результат их кармы.

Шрипад Гири Махарадж: То есть преданный думает, что карма – это не наказание, это милость Кришны?

Шрила Гурудев: Да. Он думает, что все приходит по милости Кришны.

тат те ну кампам су-самикшамано
бхунджана эватма-критам випакам
хрид-ваг-вапурбхир видадхан намас те
дживета йо мукти-паде са дайа-бхак

«О мой Господь, если человек ищет Твоей милости и терпеливо переносит все невзгоды, вызванные его былыми проступками, если он неустанно служит Тебе всем сердцем, словами и телом и всегда склоняется перед Тобой, он, безусловно, достоин обрести освобождение, так как это становится его законным правом» (Шримад-Бхагаватам, 10.14.8)

Такой преданный считает, что это и его карма и милость Кришны. Он будет терпеть все невзгоды, понимая: «Кришна посылает мне эти страдания, чтобы научить меня терпению». Тот, кто всегда поклоняется Кришне телом, умом и речью, счастлив и становится достойным обрести бхакти.

Шрипад Мадхава Махарадж: Если старшие преданные разговаривают друг с другом, а младший преданный вмешивается в их разговор, хорошо ли это?

Шрила Гурудев: Это нехорошо.

Шрипад Мадхава Махарадж: Это оскорбление?

Шрила Гурудев: Это не оскорбление – это невежество. Он должен подождать. Это значит, что он не получил хорошего воспитания. Он не обучен хорошим манерам.

Уттама-кришна дас: Гурудев, у меня вопрос о карме. Если случилось так, что я кого-то побил, значит ли это, что в свое время он побил меня? Как если бы он взял взаймы у меня 10 долларов, но не вернул их. Это так? 

Шрила Гурудев: Нет, мы должны терпеть, как терпел Шрила Харидас Тхакур. Его били на двадцати двух базарных площадях, но он ни разу не сказал: «Не бейте меня». Прахладе Махараджу давали яд, его кидали в огонь и всячески мучили. Но он никогда не думал: «Я должен отомстить отцу!» Вайшнавы так не поступают.

Шрипад Падманабха Махарадж: Но если преданный видит, что его хотят убить? В конце концов, это тело принадлежит Гурудеву.

Шрила Гурудев: Вы не Прахлада и не Сита-деви. Вы должны стараться избежать опасности, сохранить свою жизнь.

Шрипад Дамодар Махарадж: Шри Нитьянанда Прабху и Шрила Харидас Тхакур убежали, когда Джагай и Мадхай хотели побить их.

Шрила Гурудев: Маха-бхагаваты никогда не убегают (см. прим.). Они знают, что Кришна всегда с ними. Они знают, что Сударшана-чакра Господа (оружие в виде диска) тут же покончит с их врагами.

Ядунандана дас: Пандавов оскорбили, и, выглядит так, что они отомстили за это. Значит ли это, что они не маха-бхагаваты?

Шрипад Мадхава Махарадж: Кришна сделал их орудием в Своих руках, чтобы облегчить бремя земли.

Шрила Гурудев: Арджуна смотрел на своих родственников и думал: «Я не могу их убить. Лучше я буду жить на подаяния, чем драться за деньги и власть. Зачем мне сражаться? Только ради царства?» Но Шри Кришна сказал ему: «Ты должен сражаться». Он вдохновил Арджуну на битву, но Он никогда не вдохновлял Дурьодхану.

Шри Кришна был единственной причиной, по которой Арджуна сражался. Арджуна делал это не ради себя и даже не ради Пандавов. Чтобы мы ни делали, все должно быть ради удовольствия Кришны. Других причин не должно быть. 

Примечание: 

На самом деле Нитьянанда Прабху и Шрила Харидас Тхакур не испугались. Этот случай описан в «Чайтанья-бхагавате» (Мадхья, гл. 13) Шрилы Вриндавана даса Тхакура: 

«Два негодяя, с криками «Держи их! Держи!», гнались за двумя святыми, но никак не могли догнать их. Нитьянанда сказал на бегу: «О, Харидас, мой дорогой вайшнав! Мы попали в серьезную переделку, и будем счастливчиками, если останемся в живых!» Харидас Тхакур отозвался: «О боже! Что толку говорить! Это по Твоей милости мы сейчас на волоске от смерти. Это Ты захотел рассказать о Святом Имени Кришны этим двум неверующим пьяницам, и теперь мы получим по заслугам – они нас убьют». 

Господь Нитьянанда и Харидас смеялись и перебрасывались фразами, продолжая бежать, а двое негодяев гнались за ними. Эти пьяницы были толстыми до безобразия, и преследование давалось им тяжело, но они продолжали бежать, крича Нитьянанде и Харидасу: «Ей, братья, вам никуда от нас не деться! Сегодня вам от нас не уйти! Вы, похоже, не знаете, что здесь заправляют Джагай и Мадхай! Остановитесь на минутку, познакомимся поближе!» Эти слова сильнее подстегнули Харидаса и Нитьянанду, и они стали вновь и вновь взывать: «О, Кришна, спаси нас! Спаси! О, Говинда!»

Харидас сказал Нитьянанде: «Господь Кришна однажды спас меня от моих мучителей-мусульман, но сегодня из-за моего неразумного и неугомонного друга мне точно придет конец».

Господь Нитьянанда возразил: «Ты не прав. Неугомонность мне не свойственна. Она вызвана духовными порывами твоего господина, Шри Чайтаньи. Он брахман, а командует как царь! Это Он велел нам ходить от двери к двери. Кто еще может отдать такое приказание?! И вот награда за наше усердие – одна только грубая брань и клевета людей. Если мы не будем исполнять Его волю, нам конец, а если будем – сам видишь. Вот и выбирай. Ты пытаешься переложить всю вину на Меня, но здесь не обошлось без твоего господина!»

Нитьянанда и Харидас с наслаждением препирались друг с другом, продолжая убегать от отстававших пьяниц. Они свернули к дому Шриваса Пандита, а их преследователи остались позади, кружа вокруг одного и того же места, спьяну ничего не понимая. Джагай и Мадхай растерянно оглядывались по сторонам. Так и не поняв, куда подевались двое святых, они оставили погоню и поплелись восвояси.

Нитьянанда и Харидас, немного передохнув, выглянули, проверяя – здесь ли еще братья. Увидев, что улица пуста, они обнялись и, весело смеясь, пошли повидать Шри Чайтанью.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий