среда, 19 марта 2014 г.

Шри Радха - Верховная Богиня

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

(14 октября 2003 г., Ман-саровара, Вриндаван)

Жители Равала и Варшаны праздновали Радхаштами вчера. Это потому, что они не очень тщательно рассчитывают титхи (лунный день согласно Ведам). Они не разбираются, чистый ли этот титхи (т.е. перекрывается он с предыдущим титхи или нет – прим. ред.). Однако в вайшнава-сампрадае такой анализ титхи очень важен. Мы рассмотрели этот вопрос, и поэтому празднуем Шри Радхаштами сегодня. [Когда титхи на рассвете смешиваются, т.е. титхи (саптами) предыдущего дня все еще присутствует, этот промежуток времени называется «нечистым». В таком случае мы соблюдаем Радхаштами на следующий день.]

Вчера вечером мы говорили о том, как Шримати Радхика появилась в Равале. Она лежала на тысячелепестковом лотосе в водах Ямуны. Существует два описания Ее явления, и оба они подлинны. В эту эпоху (калпу) Она проявилась в Равале, а в другую – на Варшане.

Даже Шри Кришна неспособен в полной мере описать качества Шримати Радхики.

деви кришна-майи прокта радхика пара-девата
сарва-лакшми-майи сарва-кантих саммохини пара
(Ч.-ч., Ади, 4.83)

«Трансцендентная Богиня Шримати Радхарани – это вечная спутница Господа Шри Кришны, неотличная от Него Самого. Она – главная среди богинь процветания. Все в Ней привлекает всепривлекающего Господа. Она ‒ Его предвечная внутренняя энергия».

Шримати Радхика – Богиня всех богинь. Слово кришна-майи в этом стихе означает, что все частички Ее тела сотканы из махабхавы, высочайшей экстатической любви к Кришне. Она умащает Себя снехой, нежной привязанностью к Кришне, а также любовью Лалиты, Вишакхи и других Своих сакхи.

Шрила Рагхунатха дас Госвами описывает в своих стихах, как Она принимает омовение. Он пишет (в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья, 8.162-167, в основе – книга Шрилы Рагхунатхи даса Госвами «Премамбходжа-маранда» – прим. ред.):

«Тело Шримати Радхарани – это воплощенная любовь к Богу. Во всем мире известно, что Она самая дорогая подруга Кришны. Этот высший экстаз Шримати Радхарани – суть духовной жизни. Ее единственное занятие – выполнять все желания Кришны. Шримати Радхарани является бесценнейшей трансцендентной жемчужиной, а все остальные гопи (Лалита, Вишакха и др.) – Ее непосредственные проявления. Трансцендентное тело Шримати Радхарани – сияющее и исполнено божественного благоухания. Любовь Господа Кришны к Ней подобна массажу с ароматическими притираниями».

«Утром Шримати Радхарани омывается в нектаре сострадания, карунья-амрите, в полдень – в нектаре юности, тарунья-амрите, а вечером Она омывается в нектаре ослепительного блеска Своего тела, лаванья-амрите, и облачается в одежды застенчивости – темно-синее шелковое сари».

Шри Кришна является Верховной Личностью Бога, высшим объектом поклонения, Господом (девом). Он не полубог, Он – владыка всех полубогов. Богиня, которой Он поклоняется (пара-девата), – это Шри Радха на Радха-кунде, особенно Та Радха, которая пребывает в мане. Он трижды принимает омовение в Радха-кунде и в глубокой медитации повторяет «Радхе Радхе», что приносит Ей большое удовольствие.

Однажды, когда Шри Джаядева Госвами составлял стихи к своей «Шри Гита-Говинде», в его сердце проявилась игра, в которой Шримати Радхика погрузилась в ман, настроение ревнивого гнева. В медитации он увидел, что все многочисленные попытки Кришны умиротворить Ее не увенчались успехом. Тогда в его сердце вошло настроение, благодаря которому он понял – чтобы успокоить Шримати Радхику, Шри Кришна склонил голову к Ее лотосным стопам. Испугавшись, Шри Джаядева не мог решиться написать это. «Шри Кришна – объект поклонения каждого, Верховный Господь и обладатель всех энергий. Шримати Радхика – Его энергия и служанка. Разве возможно, чтобы Шри Кришна склонил Свою голову к Ее лотосным стопам? Это противоречит принципам религии», ‒ подумал он.

Рука его задрожала, и он выронил перо. Не в силах писать дальше, он отправился к Ганге принять омовение. Тем временем в его дом, приняв облик Шри Джаядевы, пришел Шри Кришна, верховный наслаждающийся трансцендентными вкусами. Он попросил Падмавати принести Ему рукопись и собственной рукой закончил стих «смара-гарала-кханданам – смертельный яд любви», начатый Джаядевой, словами: «мама шираси манданам / дехи пада-паллавам ударам – противоядием будет, если Мою голову украсят Твои подобные цветам стопы».

смара-гарала-кханданам
мама шираси манданам
дехи пада-паллавам ударам

«Твои стопы, подобные прекрасным цветам, нейтрализуют смертельный яд любви. Они гасят пожар любовных мук, который пылает в Моем сердце. Пожалуйста, будь милостива и позволь Мне украсить голову Твоими стопами».

Шри Кришна ушел и вскоре после этого вернулся Джаядева. Его жена удивилась: «Как это ты смог так быстро вернуться? Ты только что приходил, написал что-то в своей книге и снова ушел принять омовение!» Тогда Джаядева Госвами взял рукопись и, открыв ее, обнаружил, что его незаконченный стих был завершен. Пораженный, он со слезами на глазах сказал своей жене: «О Деви, ты так удачлива! Ты gолучила даршан Шри Шьямасундары Кришны! Он лично пришел и завершил стих, который я боялся дописать. Кришну можно покорить только премой, а не преданностью, основанной на правилах и предписаниях».

Мы не можем даже представить себе славу Радхарани. Она сарва-лакшми, воплощение всех Лакшми, богинь процветания:

ананта-коти-вишну-лока-намра-падмаджарчите
химадриджа-пуломаджа-виринджаджа-вара-праде
апара-сиддхи-риддхи-дигхда-сат-падангули-накхе
када каришьясиха мам крипа-катакша-бхаджанам?
макхешвари криешвари свадхешвари сурешвари
три-веда-бхаратишвари прамана-шасанесвари
рамешвари кшамешвари прамода-кананешвари
враджешвари враджадхипе шри радхике намо ’сту те

(Шри Радха-крипа-катакша-става-раджа, 11-12)

«О Шримати Радхика! Тебе поклоняется Шри Лакшми, богиня бесчисленных планет Вайкунтхи. Тебе также поклоняются и молятся о благословении Шри Парвати (дочь Гималаев), Шачи (дочь Пуломы, тестя Индры) и Сарасвати (дочь Виринчи, Господа Брахмы). Мысленное созерцание даже одного ноготка на Твоих стопах позволяет обрести множество мистических совершенств. Когда же Ты хоть на мгновение одаришь меня милостивым взглядом?

Ты повелительница всех видов жертвоприношений (особенно всесовершенной югала-милана-ягьи) и всей деятельности (ибо Ты источник всех видов энергии, мула-шакти-таттва). Ты владычица всех мантр, звучащих во время жертвоприношений, и всех даров, подносимых полубогам, а также самих полубогов. Ты повелительница трех Вед и всех законов религии, а также госпожа Шри Рамы-деви (богини удачи), Кшамы-деви (богини всепрощения) и прежде всего – восхитительных кундж Вриндавана. Когда же Ты милостиво сделаешь меня Своей служанкой и позволишь помогать Тебе в Твоих любовных развлечениях с царевичем Враджа? О Шримати Радхика, владычица (враджешвари) и хранительница (враджадхипе) Враджа! Снова и снова я в почтении склоняюсь перед Тобой!»

Таковы Ее качества.

Брахма и Шанкара не могут обрести даршан Ее лотосных стоп, и даже Сам Кришна поклоняется Ее стопам. Она сарва-лакшми, воплощение всех богинь процветания, и сарва-канти, Та единственная, кто выполняет все трансцендентные желания Шри Кришны. Такие гопи, как Чандравали, Лалита и Вишакха, могут удовлетворить какие-то Его желания, но не все. Кришна думает: «Если Радхика не участвует в раса-лиле, то какой в ней смысл?» Он разрушил гордость других гопи, покинув арену танца раса для того, чтобы отыскать Шри Радху. Таким образом, Она пара-девата, Верховная Богиня.

Слава Радхики бесконечна. Сейчас вайшнавы, присутствующие на этом собрании, прославят Ее. Она будет удовлетворена не столько проведениемабхишеки (церемонии омовения), сколько прославлением Ее.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий