четверг, 8 ноября 2012 г.

О Шриле Бхактиракшак Шридхаре Госвами Махарадже


Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

(из выступлений разных лет)

  
О празднике явления Шрилы Шридхара Госвами Махараджа (30 октября 2002 г.), во Вриндаване, в Шри Имли-тале, на берегу Ямуны:

Преданные «Гоудия Веданта Самити», как и каждый год, по традиции во время Картик-парикрамы радостно и пышно отмечали день явления Шрилы Бхактиракшак Шридхара Госвами Махараджа, с благословениями Шрилы Нараяны Махараджа. Шрила Гурудев в этот раз не мог присутствовать, поскольку перенес очередную операцию на сердце и первую часть месяца Картик находился на лечении в Дели. Несмотря на тяжелое послеоперационное состояние, он позвонил из Дели, чтобы прославить Шрилу Шридхара Махараджа по телефону, и его слова громко транслировали через микрофон для всех преданных, которые присутствовали в Руп-Санатан Гоудия Матхе. Вот отрывки из его прославления:

«...Нитья-лила-правишта Ом Вишнупад Шри Шримад Бхактиракшак Шридхар Махарадж родился в религиозной семье и с самого детства любил читать священные Писания.»

...Он был таттва-вит (знаток таттва-сиддханты), вичарак (был очень проницателен и разборчив), замечательный философ, писатель и поэт. У него было так много самых лучших качеств. Среди других произведений он написал красивую молитву Шриле Прабхупаде Бхактисиддханте Сарасвати на санскрите, которую поют все Гоудия Матхи, и мы также. Очень известна его прекрасная поэма, посвященная Шри Чайтанье Махапрабху – «Према-дхама-дева стотрам» и другие произведения. Наш Гурудев (Шри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж) и некоторые его духовные братья приняли у него посвящение в санньясу.

Шрила Кешава Госвами Махарадж и Шрила Шридхар Госвами Махарадж вместе ушли из Маяпура, из Шри Чайтанья Матха, когда после ухода Шрилы Прабхупады в апракат-лилу там возникли трудности. Они основали Девананда Гоудия Матх в городе Навадвип и вместе продолжали проповедь. ...Через некоторое время Шрила Шридхар Махарадж сказал моему Гурудеву: «Ты такой опытный, такой сильный проповедник - ты должен быть ачарьей созданного тобой «Гоудия Веданта Самити» и проповедовать. А я просто хочу тихо совершать бхаджан на берегу Ганги. Найди мне какое-нибудь место». Тогда наш Гурудев нашел одно место в Колерданге, недалеко от Девананда Гоудия Матха, и Шрила Шридхар Махарадж поселился там. ...Впоследствии мы много раз приходили вместе с Гурудевом к Шриле Шридхару Махараджу в Колердангу. У него собирались возвышенные санньяси, выдающиеся ученики Шрилы Прабхупады Сарасвати Тхакура. Наш Гурудев (Шрила Кешава Госвами) и Шрила Шридхар Махарадж устраивали философские споры и опровергали аргументы друг друга, а все остальные слушали.

Однажды Шрила Шридхар Махарадж приехал в Матхуру, в Кешавджи Гоудия Матх, и вместе со Шрилой Гурудевом в присутствии других санньяси обсуждал сложные вопросы джива-таттвы.

...Как много Шрила Шридхар Махарадж помогал ученикам Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа! Он желал им только блага, и когда они стали наносить ему обиды, он рыдал. Падманабх Махарадж (Урукрам д.), который получал шикшу у Шрилы Шридхара Махараджа, и другие преданные знают о нем больше меня и могут много рассказать. После операции врач не разрешил мне говорить долго, поэтому я передаю слово другим:

«Ванчха-калпа-тарубхьяш ча крипа-синдхубхья эва ча патитанам паванебхьо вайшнавебхьо намо намах».

[Несмотря на тяжелое послеоперационное состояние Шрила Нараяна Махарадж позвонил преданным на парикраме именно в этот день, чтобы прославить Шрилу Шридхара Госвами Махараджа. Вот еще выдержки из его прославлений Шрилы Шридхара Махараджа в разные годы]

Август 1999 г, день ухода Шрилы Шридхара Махараджа:

«Сегодня нам выпала великая удача отмечать день ухода (вирахотсав) Нитья-лила-правишта Ом Вишнупад Шри Шримад Бхактиракшак Шридхара Госвами Махараджа. Насколько справедливо утверждение «вайшнавер чините наре девера шакати» - даже полубоги неспособны воистину понять чистых вайшнавов, что и говорить об обычных людях. Мы много слышали о Шриле Шридхаре Махарадже от нашего Гуруджи (Шрилы Кешавы Госвами Махараджа) и из лотосных уст других вайшнавов. ...Наш Гурудев и Шрила Шридхар Махарадж могли часами обсуждать таттва-сиддханту, разные философские вопросы, и все с великой радостью слушали эти беседы. А 5 сентября 1941 года наш Гурудев принял от него в Катве посвящение в санньясу. Каждый год, после Навадвипа-дхама парикрамы, он приходил к нему, и во время этих встреч они оказывали друг другу огромное почтение».

Вот еще один пример прославления Шрилы Шридхара Махараджа из уст Шрилы Нараяны Махараджа. Когда он приехал во второй раз в Россию, в августе 2001 г., его приезд как раз совпал с днем ухода Шрилы Шридхара Махараджа, и он сам провел ему арати в алтарной комнате, причем перед этим он отругал своих учеников за то, что предметы для арати Шриле Шридхару Махараджу не были готовы вовремя. Затем Шрила Нараяна Махарадж говорил в своей лекции следующее:

«Шрила Шридхар Махарадж был воистину крипа-мурти, олицетворением милости. ... Он был смиренным и милостивым вайшнавом. Я его знал около сорока лет. Он мой шикша-гуру, и эти трое вайшнавов находятся в одной линии - Шрила Шридхар Госвами Махарадж, Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж и Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж. (
Улыбаясь): ...Когда я приходил к нему после ухода моего Гурудева, обычно он все время только прославлял моего Гурудева, Шрилу БП Кешаву Госвами, и другой хари-катхи не говорил».

19 октября 2003 г. Шрила Нараяна Махарадж, в день явления Шрилы Шридхарадева Госвами, говорил:

«Шрила Шридхар Махарадж был замечательным философом, как и наш Гуру Махарадж. Наш Гуру Махарадж знал философию всех вайшнавских сампрадай так, как будто все было написано у него на руке. Пуджьяпад Шрила Шридхар Махарадж тоже был величайшим философом – он был лучшим из философов. …Когда мой Гуру Махарадж и Пуджьяпад Шридхар Махарадж обсуждали философские темы, они опровергали аргументы друг друга и утверждали свою точку зрения. Гуру Махарадж побеждал все аргументы Шрилы Шридхара Махараджа, от начала до конца, и затем устанавливал свое понимание, а затем Пуджьяпад Шридхар Махарадж опровергал все аргументы Гуру Махараджа и устанавливал свою позицию. Так все присутствовавшие санньяси и брахмачари многому учились, слушая их обсуждения.

…Каждый год я ходил с моим Гуру Махараджем на даршан к Шриле Шридхару Махараджу, и я видел, как любили друг друга эти два духовных брата, как они были добры друг к другу, как они всегда уважали друг друга. …Шрила Шридхар Махарадж был великим «бхакта-ватсалой» (любящим преданных, своих учеников), он был так добр и великодушен.

…Его произведение «Према-дхама-дева стотрам» посвящено Шри Чайтанье Махапрабху. Оно восхитительно, чудесно и несравненно. Только наши Шесть Госвами, Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур и другие, подобные им, писали таким образом. Наш Гуру Махарадж писал также великолепно: радха-чинта-нивешена йасйа кантир вилопита шри-кришна-чаранам ванде радхалингита-виграхам (прославление виграхи Шри Шри Радха-Винодбихари-джи).

…Оба – Шрила Шридхар Махарадж и мой Гуру Махарадж – были великими знатоками санскрита. Если я сравню себя с ними, я увижу, что у меня вообще нет познаний и способностей в этом. По сравнению с ними я просто незначителен и недостоин. Шрила Вамана Махарадж, Шрила Тривикрам Махарадж и я вначале не хотели принимать санньясу, потому что мы считали себя недостойными и незнающими. Даже сейчас я не даю ничего нового. Преданные со всего мира приходят послушать мою катху, но я сам не понимаю, что они находят в ней. Затем я задумываюсь и нахожу, что в ней есть что-то, что исходит не от меня. Это исходит от моей Гуру-парампары – от Шрилы Рупы Госвами, Шрилы Санатаны Госвами, Шрилы Рагхунатха Даса Госвами, Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура, Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами, Шрилы Бхактивинода Тхакура, Шрилы Прабхупады (Сарасвати Тхакура), моего Гурудева, Парам-пуджьяпада Шридхара Госвами Махараджа, Прапуджьячаран Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа и других подобных им вайшнавов. Я сам никогда не говорю ничего нового в своей катхе. Лишь особенности выражать это у нас отличаются. …Я не объясняю ничего нового. Шрила Свами Махарадж не объяснял ничего нового, как и Пуджьяпад Шридхар Махарадж. Они давали даже то же самое, только в «новых контейнерах». Они представили те самые идеи несколько другими словами. Шрила Шридхар Махарадж и мой Гуру Махарадж учили той же самой философии и принципам, которым учил Шрила Джива Госвами. Они не давали чего-то доселе невиданного. Кришна-бхакти – это цель и смысл существования всех людей. Это можно выражать различным способом, но суть должна остаться той же самой.

…Парам-пуджьяпад Шридхар Махарадж необычайно крепко дружил с моим Гурудевом, и также со Шрилой Бхактиведантой Свами Махараджем. Каким ученым он должен был быть, если такой ученый как Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж принимал его как своего шикша-гуру. Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж проповедовал по всему миру – в каждой стране мира. Он совершил великий переворот в религиозном мире. Он утверждал, что его дикша-гуру – Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада, а его шикша-гуру – Шрила Бхактиракшак Шридхар Махарадж и мой Гурудев, Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж. Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж не только принял моего Гурудева как шикша-гуру, но и как своего санньяса-гуру.

…И Шрила Шридхар Махарадж, и Шрила Свами Махарадж были возвышенными и учеными, оба они следовали философской преемственности Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и Шрилы Бхактивинода Тхакура.

…Я упомянул сегодня несколько моментов, но я не способен даже коснуться славы этих великих личностей. Все они были полностью трансцендентными, я же говорю о них только с уровня этого материального мира, а не трансцендентного. Я не осознал трансцендентное. И поскольку они – из духовного мира, я не способен по достоинству прославить их…».

Шримад Нараяна Махарадж также говорил:

«Хотя мой Гурудев принял санньясу от Шрилы Шридхара Махараджа, но сам Шридхар Махарадж всегда выражал ему почтение как старшему».

Шримад Б.В. Ачарья Махарадж, один из наиболее старших ныне учеников Шрилы Кешавы Госвами, и один из нынешних лидеров «Шри Гоудия Веданта Самити», живущий в Шри Навадвипа-дхаме, вспоминал, что незадолго до своего ухода в апракат-лилу Шрила Кешава Госвами Махарадж говорил ему:

«Если хочешь знать сиддханту Чайтаньи Махапрабху, обращайся к Шридхару Махараджу».

Впоследствии Ачарья Махарадж так и делал – он ходил к Шриле Шридхару Махараджу из Девананда Гоудия Матха в Колердангу (это всего 10-15 минут пешком), иногда даже по нескольку раз в неделю. Причем, однажды, когда какой-то преданный не пустил его к Шриле Шридхару Махараджу, сказав, что тот сейчас занят, Шрила Шридхар Махарадж, узнав об этом, возмутился: «Нет, он может заходить ко мне в любое время».

В предисловии к английскому изданию «Маявадер дживани» («История майявады») Шри Шримад Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж, принося поклоны всем выдающимся вайшнавам нашей сампрадаи прошлого и настоящего, «которые были светилами и божественными наставниками, наделенными полномочиями свыше и посвятившими свою жизнь вселенской проповеди бхагавата-дхармы в Движении санкиртаны Махапрабху», после Шрилы Сарасвати Тхакура называет Шрилу Кешаву Госвами Махараджа, затем Шрилу Шридхара Госвами Махараджа и Шрилу Бхактиведанту Свами Махараджа. Каждое утро в матхах «Гоудия Веданта Самити» поют «Прабхупада-падма-става», написанную Шрилой Шридхаром Госвами Махараджем.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий