четверг, 22 ноября 2012 г.

Лекция по Бхагавад-Гите 10.1


А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
30 декабря 1966 г., Нью-Йорк

шри-бхагаван увача
бхуйа эва маха бахо
шрину ме парамам вачах
йат те хам прийаманайа
вакшйами хита камйайа
Верховный Господь сказал: Слушай же далее, о могучерукий Арджуна. Поскольку ты — Мой близкий друг, ради твоего блага Я продолжу Свой рассказ и открою тебе знание, которое превосходит то, что Я уже изложил.

Этот стих мы обсуждали на последней встрече. Господь Шри Кришна обращался к Арджуне: "Я буду говорить тебе еще об этой сокровенной части знания. Почему Я говорю тебе это? Потому что ты - Мой дорогой друг".  Сейчас в 4 главе Бхагавад-гиты мы
обсуждаем то, что эти знания в частности предназначались как наставления для Арджуны, поскольку его квалификация состояла в том, что он был преданным.
бхакто 'си ме сакха чети рахасйам хй этад уттамам
/БГ 4.3/
Господь говорит: "Тайна Бхагавад-гиты очень сокровенна. Не став чистым и беспримесным Моим преданным, очень трудно понять это".
На самом деле это так.
В книжном магазине вы обнаружите множество комментариев на Бхагавад-гиту. В Индии можно встретить примерно 645 различных комментариев. Некий доктор Реле в Бомбее интерпретировал Бхагавад-гиту как разговор между пациентом и доктором. Он представил Кришну как доктора, а Арджуну - как пациента. В своем комментарии он попытался вставить различные понятия из анатомии и философии в соответствии со своими представлениями. 
В наше время существуют множество комментариев, и люди думают, что любой может интерпретировать Бхагавад-гиту в своей собственной манере. Такова современная точка зрения; каждый совершенен и может представлять любое писание со своей точки зрения. Но пока мы живы, мы не согласимся с подобным мнением. Мы согласны читать наставления Бхагавад-гиты такими, как они даются в ней.
Бхагавад-гита говорит, что это знание передаётся по системе парампары - ученической преемственности, а не так, что любой может интерпретировать её по-своему. Эту точку зрения не примет ни один искренний ученик Бхагавад-гиты. 
Верховная Личность Бога поведал Бхагавад-гиту Арджуне. Он говорит о том же самом:  "Поскольку ты - Мой дорогой друг, Я хочу, чтобы ты был счастлив, поэтому Я говорю тебе об этом". Не думайте, что Кришна делает одних счастливыми и зажиточными. Нет. Он равно расположен к каждому. Кришна желает, чтобы все были счастливы и умиротворены, имели все необходимое. Но они не хотят этого. В этом трудность.
Например, солнечный свет открыт каждому. Он не предназначен для какой-то определенной нации, страны, определенной личности или общества. Это доступно каждому. Но если человек желает оставаться в темноте, закрывая свою дверь, не выходя из комнаты, тогда чем может помочь ему солнечный свет?
Аналогично, наставления Бхагавад-гиты открыты для каждого. В ней говорится:
мам хи партха вйапашритйа йе 'пи сйух папа-йонайах
стрийо ваишйас татха шудрас те 'пи йанти парам гатим

/БГ 9.32/
Существуют различные виды жизни. Некоторые из них низшие, некоторые высшие. Но это материальное понимание. В соответствии с различными качествами, гунами природы, существуют различные положения. Существуют разные уровни понимания: высший и низший. Это факт.
Но Кришна говорит, что это знание открыто каждому, несмотря на то, кем он является, и какое у него происхождение.
Бхагавад-гита трансцендентальна. Она не зависит от квалификации ученика. Любой может понять её при условии, что согласен изучать её, придерживаясь при этом принципов. Этого достаточно.
Принципом является:
эвам парампара-праптам имам раджаршайо видух
/БГ 4.2/
Об этом говорится в 4 главе. Бхагавад-гита передается по цепи ученической преемственности от Бога Солнца.
имам вивасвате йогам проктаван ахам авйайам
/БГ 4.1/
Сначала эта йога была поведана Богу Солнца - Вивасвану. Его сын - Ману - является отцом человечества. Сын Ману - Икшваку - был царем Земли, и от него нисходила парампара - цепь ученической преемственности. Но затем она была нарушена. Поэтому Господь говорит Арджуне: "Я делаю тебя Своим учеником".
Во 2-ой главе описывается то, что Арджуна уже принял Кришну как своего духовного учителя. В начале главы Арджуна говорит:
шишйас те 'хам шадхи мам твам прапаннам
/БГ 2.7/
"Мы долго говорили подобно друзьям, но теперь я предаюсь Тебе, Кришна, как своему духовному учителю". Поэтому Кришна разговаривает с Арджуной с позиции его духовного учителя, и мы должны указать, что совершенный духовный учитель - Кришна.
Любой, следующий принципам, о которых говорит Кришна, также является представителем Кришны. Учитель - Кришна, ученик - Арджуна. Аналогично, как духовный учитель является представителем Кришны, так ученик должен быть представителем Арджуны. Тогда обсуждение Бхагавад-гиты станет совершенным.
Каково положение Арджуны. Об этом вы узнаете из 2-ой главы, которую мы начали. Он скажет:
сарвам этад ртам манйе  йан мам вадаси кешава
/БГ 10.14/
"Мой дорогой Кришна, что бы ты ни говорил, я принимаю это".  Таков должен быть процесс постижения Кришны или Бхагавад-гиты. Не следует говорить: "Мне не нравится это, я отвергаю эту часть Бхагавад-гиты, а вот эта часть мне нравится, поэтому я принимаю ее". От такого изучения Бхагавад-гиты мало толку. Это абсурд.  "Что бы ты ни говорил, Я принимаю это".
Учитель Бхагавад-гиты должен быть представителем Кришны.
Это означает, что он должен быть чистым преданным Кришны.
Он принимает Кришну, и ученик должен поступать так же. В таком случае изучение Бхагавад-гиты, это совершенный процесс. В противном случае это бесполезная трата времени.
В Шримад-Бхагаватам есть чудесный стих:
сатам прасанган мама вирйа-самвидо
бхаванти хрит-карна-расайанах катхах
тадж-джошанад ашв апаварга-вартмани
шраддха ратир бхактир анукрамишйати

/ШБ 3.25.25/
"Если человек желает понять духовную науку о Кришне, он должен общаться с сатам, теми, кто является чистыми преданными". Когда обсуждение ведется между чистыми преданными Господа, тогда энергия духовного знания проявляется, как это описывается в писаниях и древних книгах.
Бесполезно обсуждать Бхагавад-гиту, сидя в кресле, спекулируя на умственном уровне. Здесь говортися: Сатам прасанган мама вирйа-самвидо бхаванти хрит-карна-расайанах катхах"Если обсуждение ведется в обществе чистых преданных, тогда энергия духовного языка проявится".
В ведической литературе, Шветашватара Упанишад, также говорится об этом:
йасйа деве пара бхактир
йатха деве татха гурау
тасйаите катхита хй артхах
пракашанте махатманах

/6.23/
Здесь говорится, что человек, имеющий сильную веру в Бога и также верит в Его представителя, йасйа деве пара бхактир.
Деве означает Господь, ясья гурох означает "духовный учитель", т.е. совершенный преданный Господа, и вся ценность языка Вед проявлена в нем.
Мы не можем понять Веды, просто благодаря академической учености, и собственным качествам. Мы должны стать преданным Верховному Господу и его представителю духовному учителю или учёной личности. Таковы рекомендации, данные в ведических писаниях. 
Здесь Самим Господом указывается: "Поскольку ты очень дорог Мне". Мы культивируем сознание Кришны, и мы можем стать очень дорогими Господу. Мой духовный учитель говорил: "Не пытайся увидеть Господа, а действуй таким образом, чтобы Господь увидел тебя." Просто попытайся понять. Если я хочу увидеть Господа, я воспринимаю Его как обеспечивающего благожелателя, я желаю того, чтобы Господь пришел, и я увидел Его. Но Господа так дешево не купишь," я позову Его, и Он придет". Мы должны развить соответствующие качества. И когда у вас будет такая квалификация, Господь Сам придет увидеться с вами. 
Существует множество примеров. Например, Дхрува Махарадж.  Он отправился в лес и совершал там тапасью, воздержание, ради того, чтобы увидеть Господа. И когда он увидел Его, Господь спросил: "Какое благословление ты хочешь получить? Я дам тебе его".  Дхрува Махарадж, маленький пятилетний мальчик, сказал,
свамин критартхо сми варам на йаче 
/Хари-бхакти-судходая, 7.28/
"Теперь я так удовлетворен, что ничего не прошу у Тебя. Мне ничего не нужно".
Итак, тот, кто постиг Господа, не нуждается больше ни в чём, поскольку он трансцендентален ко всему материальному.
Мы очень долго находимся на материальном уровне, и мы постоянно не удовлетворены.
На абхавах видйате бхавах, насато видйате бхавах 
/БГ 2.16/
Асат означает "обстоятельства, не имеющие продолжения, временные". Любые условия этого материального мира временны.  Предположим, что вы очень счастливы. Но ваше счастье временно. Вы или я думаем, что находимся в очень плачевном положении," я очень расстроен." Но это также существует только какое-то время. Это подобно смене сезонов. Это явление называется двойственностью. Вы ощущаете счастье или страдание, холод или жару. Все это приходит и уходит.
Но когда человек поднимается до трансцендентального положения, он становится выше этой двойственности и пребывает на абсолютном уровне.  И для тех, кто желают подняться до такого уровня, предназначен этот процесс сознания Кришны. Постепенно, по мере нашего развития, Сверхдуша, Верховная Личность Бога, находится в сердце каждого, и по мере нашего очищения, все препятствия исчезают, Она покажет нам путь, следуя по которому мы сможем стать счастливыми и богатыми.  И в конце, оставив это тело, вы достигнете Верховной обители Кришны в духовном небе. Об этом говорилось в последних главах: 789.
И теперь Кришна говорит:
на ме видух сура-ганах прабхавам на махаршайах
ахам адир хи деванам махаршинам ча сарвашах

/БГ 10.2/
"Никто не знает Меня". На ме видух сура-ганах. Слова сура-ганах указывают на полубогов - жителей высших планет.  "Моё влияние и Мои действия, Моя сила, не ведома махаршаях - великим мудрецам (маха - великие, рши - мудрец).
Ахам адир хи деванам. Я - высший из всех полубогов.
Махаршинам ча сарвашах. Я - Высший из всех риши. 
Предположим, у нас есть предок десять поколений назад. Мы многого не знаем о нём. Мы можем что-то слышать, благодаря семейной истории, что десятью поколениями раньше существовал такой-то предок.  Также, от Кришны, Верховной Личности Бога, образовалось множество поколений. В начале творения, миллионы лет назад, появился Брахма. Что мы можем знать о нём и других полубогах? Итак, практически мы ничего не знаем о Господе. Это невозможно. Наш мелкий ум не может достичь большей широты, размаха, на который он способен в понимании Господа. 
В Шримад-Бхагаватам также говорится:
атах шри-кришна намади
на бхавед грахйам индрийайх

/ШБ 10.3.24, БРС. 1.2.234/
Индриях - "материальные чувства". Мы накапливаем знания, благодаря чувствам, они очень ограничены. Невозможно понять Кришну, благодаря спекуляциям ума. Ум - центр всех чувств, и они помогают ему собирать знания. Все наши чувства несовершенны, поэтому с их помощью мы не можем постичь духовное.
Невозможно понять Бога чувствами, знаниями и умом. Но как же возможно постичь Господа?
Если вы занимаете свои чувства в служении Господу, тогда Господь явится вашим чувствам. Мы постигаем знание о Господе через чувства, но в нашей обусловленной жизни чувства не чисты, поэтому невозможно осознать Господа посредством их спекуляций. Господь говорит, что теперь мы совершенствуем чувства.
Возьмем пример ребенка. Восприятие ребенка и восприятие его отца различны, поскольку чувства ребенка не так развиты, как у отца. 
Аналогично тому, как мы находимся сейчас на этой планете, так и на высших планетах существуют свои обитатели. Их чувства более развиты, но тем не менее они не способны осознать Господа.  Риши - великие философы, мудрецы - также не могут понять Господа.
йо мам аджам анадим ча  ветти лока-махешварам
асаммудхах са мартйешу  сарва-папаих прамучйате

/БГ 10.3/
Теперь человек может сказать: "А для чего понимать Господа. Пусть Он пребывает у Себя, а я буду жить здесь, на своём месте". Мы не можем осознать Господа, и может возникуть такой аргумент: "Вы не можете понять Бога, поэтому нет необходимости прилагать для этого усилия".
Но Кришна говорит: "Если вы отвергаете эти трудности, вы никогда не будете счастливы, даже будучи освобожденными". В ваших интересах понять Бога. Если вы понимаете Господа, Ему это не приносит какой-то выгоды, но для вас это очень полезно.
Поэтому Господь говорит:
Йо мам аджам анадим ча"Тот, кто понимает Меня как изначальную причину всего и обладателя всем, сарва папайх првамучйате, становится свободным от всех греховных реакций".
Просто понимая, что Господь велик и обладатель всего, Он является другом каждого и причиной всех причин.
Потому что об этом говорит Бхагавад-гита. Не потому, что свами так говорит. Вы должны осознать себя. 
Когда вы осознаёте, не имея больше сомнений, что Господь есть обладатель всего, тогда вы освобождаетесь от беспокойств и страданий. В этом заключается наш интерес познать Бога.
Мы постоянно испытываем беспокойства и страдания в этом материальном мире. 
Бхагавата подтверждает это:
на те видух свартха-гатим хи вишнум дурашайа
/ШБ 7.5.31/
"Мы совершаем прогресс, не зная, что является конечной его целью".
Этого мы не знаем. Дурашая означает "некоторая надежда, на которую невозможно надеяться". Находясь под управлением иллюзорной энергии, мы имеем некоторую надежду.
Они находятся под управлением этой иллюзорной энергии, имея надежды, которые невозможно исполнить.
Почему они думают о том, что невозможно. Это надежда на невыполнимое. Поскольку они охвачены этой материальной энергией.
Кришна говорит:
йо мам аджам анадим ча ветти лока-махешварам
асаммудхах са мартйешу сарва-папаих прамучйате

/БГ 10.3/
Конечно, в современной цивилизации нет четкого разделения между благочестием и неблагочестием. Но в соответствии с писаниями существуют благочестивые и неблагочестивые поступки. Мы постоянно заняты каким-то видом действий: благочестивым или неблагочестивым. Если мы заняты благочестивой деятельностью, мы станем счастливы в будущем, но не истинно счастливыми, а имеющими наслаждение немного более высокого порядка, чем другие.
На это указывается в писаниях: Благодаря благочестивым действиям, вы можете принять рождение в очень хорошем месте, в очень богатой семье, вы можете стать очень образованным, очень красивым и джанмайшварйа- шрута-шри,
джанма
означает рождение в хорошем месте, в хорошей семье, стране, айшварья - "богатство, качество", шри - "красота" и "образование". Таковы плоды благочестивой деятельности. 
Но существуют противоположные благочестивым действия, из-за которых вы страдаете. Страдания присутствуют постоянно, они всегда существуют, несмотря на то, благочестивы вы или нет. Но есть некоторое различие между благочестием и неблагочестием. Здесь говорится, что любой, кто сознает Господа - верховным владыкой:
сарва-лока махешварам 
/БГ 5.29/
Тогда, без сомнения, он немедленно освобождается от всех греховных реакций.
Спасибо большое.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий