четверг, 27 сентября 2012 г.

День явления Шрилы Бхактивиноды Тхакура

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
     
    
(12 декабря 2001 г., Германия)
 

Уважаемые читатели хари-катхи! Примите наши смиренные поклоны! Вся слава Шри Шри Гуру и Гауранге! Сегодня, мы отмечаем день явления Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Мы хотим представить вам лекцию Шрилы Гурудева, в которой он прославляет настроение Шрилы Бхактивинода Тхакура, выраженное в песне «Вибхавари шеша». Каждое утро мы поём эту песню, поэтому очень важно знать её глубокое значение. Шрила Гурудев раскрывает сокровенный смысл этого бхаджана…


Шрила Нараяна Махарадж: Сегодня мы пели вибхавари шеша алока-правеша нидра-чхари утхо джива… (песню Шрилы Бхактивиноды Тхакура «Вибхавари шеша», «Конец ночи»). Каково значение этих строк?

Бхактисар Махарадж: Итак, ночь подходит к концу и наступает рассвет. Все живые существа должны пробудиться ото сна вместе с восходом солнца и начать повторять святые имена Господа.

Шрила Нараяна Махарадж: Каково значение? Старайтесь слушать очень внимательно!

Шьямарани даси: Шрила Бхактивинода Тхакур взывает ко всем живым существам (дживам): «Ночь подходит к концу». Ночь означает не только время суток. Итак, он говорит: «Ночь подошла к концу (нишанта-лила), пришло время просыпаться. Пришло время стряхнуть с себя тьму невежества и начать повторять святые имена Господа (совершать бхаджан).

Боло хари хари мукунда мурари. Неправильно считать, что Кришна находится в святом имени или, что Кришна принял форму святого имени. Нет. Святое имя – это и есть Сам Кришна!

Святые имена – Путана-гхатана («Кришна, убийца демоницы Путаны»), Яшода-нандана («сын Яшоды») и так далее – заключают в себе все удивительные игры. Шрила Гурудев часто говорит, что мы должны воспевать все эти святые имена, памятуя о связанных с ними играх и развивая соответствующие отношения с этими именами, и плакать в разлуке, погружаясь в настроение Шрилы Бхактивиноды Тхакура.

Шрила Нараяна Махарадж: Мы забыли Бхагавана Шри Кришну с незапамятных времён, с самой зари творения. Мы забыли, что на самом деле являемся вечными слугами Кришны (кришна-дасами). Это называется ночью. По Своей беспричинной милости Господь даровал нам надёжный корабль, на котором мы можем пересечь бескрайний океан материального существования, – человеческое тело. Также Он даровал нам попутный ветер в виде общения со святыми (садху-сангу). По Своей беспричинной милости Он поставил во главе этой лодки капитана – истинного духовного учителя (сат-гуру). Кришна наделил нас человеческим телом и разумом. Он наделил нас всем необходимым, и это называется утром.

Вибхавари шеша означает: «Сейчас ночь твоей невежественной жизни подошла к концу, и наступает утреннее время. Если ты воспользуешься этой благоприятной возможностью должным образом, тьма очень скоро рассеется».

Боло хари хари мукунда мурари, рама кришна хайагрива. Почему Шрила Бхактивинода Тхакур в числе имён Кришны упомянул также имя Дашаратхи Рамы? Дело в том, что Дашаратхи Рама – это аватара, неотличная от Господа Кришны. Шрила Бхактивинода Тхакур таким образом показывает, что Господь Рама – это тоже Господь Кришна. Когда Кришна являет свои игры, связанные со строгим следованием правилам и предписаниям, этикету, поклонением в духе благоговения и почтения (марьяда), тогда Его зовут Рама. Игры Господа Рамы – это также одни из сладостных игр Господа Кришны. Все игры Путана-гхатаны, Нрисимхи, Ваманы и всех других воплощений – поистине есть сладостные игры Самого Бхагавана Шри Кришны.

Раванантакара. Шри Кришна очень сильный. Он убил таких могущественных демонов как Равана, Камса, Джарасандха и многих других. И в то же время Он Макхана-таскара – воришка масла. Он знает все (сарвагья) и одновременно остается невежественным ребенком (мугдхатья). Гуру тоже такой. Хотя он всеведущий, в некоторых ситуациях он может вести себя так, словно он не знает чего-то.

Раванантакара рама и гопи-джана-вастра-хари. Кришна крадёт одежду гопи. Он Марьяда Пурушоттама («Тот, кто устанавливает законы религии») и в то же время – гопи-джана-вастра-хари («Тот, кто ворует одежды юных девушек-пастушек»). Эта игра, несомненно, нарушает устои религии. Очень трудно примирить эти противоречия в поведении Кришны, но Бхактивинода Тхакур это делает.

Враджера-ракхала. Это имя означает, что Кришна – защитник Гокулы, или Враджа. Гопа-вринда-пала. Он защитник всех «го»: гопов (пастухов), гопи (пастушек), говатс (телят) в Гокуле.

Читта-хари-вамши-дхари. Своей игрой на флейте он похищает сердца всех живых существ.

Ананда-вардхана, према-никетана, пхула-шара-йоджака-кама. Каково значение?

Рама-Шраддха дас: Кришна подобен трансцендентному Купидону, стреляющему цветочными стрелами любви. Эти цветочные стрелы означают…

Шрила Нараяна Махарадж: По отношению к кому используется это слово?

Рама-Шраддха дас: По отношению к гопи Вриндавана.

Шрила Нараяна Махарадж: Используется ли этот слово по отношению к Кришне или по отношению к Его стрелам? Ты понимаешь вопрос? Что ты подразумеваешь под «цветочными стрелами»?

Преданный: Это слово относится непосредственно к Самому Кришне, а не к стрелам, которые отделены от Него. Цветочные стрелы это Его брови, Его глаза, Его улыбка и Его щёки. Своими чувствами и тонкими намёками на встречу Он очаровывает сердца всех гопи.

Шрила Нараяна Махарадж: Кришна Сам есть цветочные стрелы. Он пленяет сердца гопи Своими брошенными искоса взглядами, Своей улыбкой, и особенно Своей игрой на флейте, Своей походкой, Своими движениями, Своей речью – всем, что с Ним связано. Например, Он созывает посреди ночи всех гопи Своей игрой на флейте, а затем подшучивает над ними, говоря: «Ночь очень тёмная! Вы должны вернуться домой». Поэтому Кришна зовётся пхула-шара-йоджака-кама. Пушпабаная-дхимахи. Это означает: «Я медитирую на пушпабану, воплощение стрел из цветов, стрел Его образа, чувств и всего, что с Ним связано».

Гопангана-гана читта-винодана, самаста-гуна-гана-дхама. Йамуна-дживана. Йамуна-дживана – это Сам Шри Кришна. Все гопи покорены Его сладостными играми на берегу Калинди, Ямуны. Гопи приходят на берег Ямуны только потому, что Кришна туда приходит. Итак, Ямуна-дживана – это Кришна, являющийся самой жизнью трансцендентных сладостных игр, которые происходят на берегу Ямуны.
Манаса-чандра-чакора. Что это значит?

Шьямарани даси: Птица чакора известна тем, что пьёт только лунный свет. Подобно этому, Кришна является лунным светом для всех гопи. Они ищут только Кришну и без него не представляют своего существования.

Шрила Нараяна Махарадж: Нет. Ты описала другое значение – общее, внешнее значение. Кришна Сам есть птица чакора, которая питается лунным светом ума Радхики (радха-манаса). Он постоянно наслаждается красотой и сладостью Шримати Радхики.

Шрипад Мадхава Махарадж: Подобно тому, как птица чакора не может существовать без луны, Кришна не может существовать без Шримати Радхики.

Шрила Нараяна Махарадж: Вы должны знать значения всех этих слов. Это всё имена Бхагавана Шри Кришны, от главных до второстепенных. Йогендра-вандана, Нанда-нандана и Враджа-джана-бхайа-хари – всё это имена Кришны, и они заключают в себе столько сладостных игр!

Эта песня, «Вибхавари-шеша», равно как и другая песня Шрилы Бхактивиноды Тхакура, «Яшомати-нандана» – являются самыми возвышенными, сладостными прославлениями Кришны. Это очень возвышенные песни!

Нама-судха-раса. Нама-чинтамани кришна чайтанья раса-виграха. Святое имя (нама) – это само воплощение трансцендентных взаимоотношений, исполненных сладости (раса-сварупа). Кришна, Его имя, Его игры неотличны друг от друга и они исполнены сладости. Они состоят из расы, трансцендентного вкуса любовных взаимоотношений (раса-майи).

Гао кришна-йаша, ракхо вачана мана мора. «О ум, имей твёрдую веру в мои слова и пытайся им следовать! Если ты будешь повторять эти святые имена, ты ощутишь все сладостные вкусы игр Кришны, и твоя жизнь увенчается успехом!»

Гаура премананде!


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий