воскресенье, 23 сентября 2012 г.

Шри Радхаштами

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
   
  
(14 сентября, 2002 г.)

[В этот день, рано утром, Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж пришел в алтарную Шри Кешаваджи Гаудия Матха, который утопал в роскошном убранстве по случаю празднования Шри Радхаштами. Шрила Махарадж попросил преданных спеть бхаджан Шрилы Бхактивиноды Тхакура «Шри Кришна вирахе» и затем объяснил некоторые из его стихов.]

шри-кришна-вирахе, радхикара даша, 
ами то’ сахите нари
джугала-милана, сукхера карана, 
дживана чхадите пари (1)

«Мне невыносимо больно видеть страдания Радхики в разлуке с Кришной, и я готов хоть сейчас отдать свою жизнь, лишь бы Они снова были вместе».

Служить Шримати Радхике возможно только под руководством Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Он находится в настроении служанки Шримати Радхики когда пишет, что не может вынести переживаний Радхики, когда Она разлучена с Кришной. Ради Их встречи он готов не задумываясь отдать свою жизнь.

радхка-чарана, тйаджийа амара, кшанеке пралайа хойа
радхикара таре, шата-бара мари, се духкха амар сойа (2)

«Если бы я хоть на миг отрекся от лотосных стоп Шри Радхики, мое существование потеряло бы всякий смысл. Ради Нее я готов сотни раз терпеть муки смерти».

Шрила Бхактивинода Тхакур говорит: «Я могу оставить всё, даже Кришну. Но лостосные стопы Радхики я не могу оставить даже на мгновение. Ради служения Радхике я готов умирать миллионы раз, но без Нее не проживу и секунды. Когда же я смогу служить Ее лотосным стопам? Как мне обрести привязанность к Радхике, как достичь совершенства в служении Ее лотосным стопам?»

э хено радхара, чарана-йугале, паричарйа паибо кабе
хаха браджа-джана, море дойа кори, кабе враджа-ване лоибе (3)

«Когда же я смогу служить лотосным стопам Шри Радхики? О жители Вриндаваны, умоляю вас, сжальтесь надо мной. Когда вы возьмете меня с собой в леса Враджи?»

виласа манджари, ананга манджари, шри рупа манджари ара
амаке тулийа, лохо ниджа паде, дехо море сиддхи сара (4)

«О Виласа-манджари! О Ананга-манджари! О Рупа-манджари! Возьмите меня под сень своих лотосных стоп и позвольте оставаться там вечно, ибо это высшее совершенство».

Горько плача, Шрила Бхактивинода Тхакур взывает в молитве: «О Враджаваси! Будьте милостивы ко мне! Займите меня в служении Божественной Чете! Но более всего, займите меня в служении лотосным стопам Радхики. Когда же настанет тот день, когда Шри Виласа Манджари вместе с другими сакхи возьмет меня во Враджу? Я жажду этого служения!»


[Преданные поют бхаджан Шрилы Гаура Кишора Бабаджи Махараджа «Уддешйе рачита гита болия прачалита» Далее – строки первого стиха и перевод всего бхаджана.]

котхая го премамайи радхе радхе
радхе радхе го джайа радхе радхе

1. Где та, кого переполняет према? Слава Шри Радхе!

2. О Радха! Спаси меня, даруй мне Свой даршан! Жалкий нищий взывает к тебе: «Радхе! Радхе!»
3. О Радха! Ты наслаждаешься блаженными играми в лесу Вриндавана, где Ты пленяешь ум Кришны.
4. О Радха! Ты бесценное украшение своих девяти близких подруг. О Радха, дочь Вришабхану!
5. Где бы ни оказался Рагхунатха дас Госвами, он всегда взывает: «Радхе! Радхе!»
6. …иногда на Кеши-гхате, а иногда на Вамшивате
7. … иногда в Нидхуване, а иногда в Сева-кундже
8. …иногда на Радха-кунде, а иногда на Шьяма-кунде
9. …иногда на Кусума Сароваре, а иногда на Гирирадже Говардхане
10. …иногда в Талаване, а иногда в Тамалаване
11. На Рагхунатхе дасе простые одежды, которые кажутся грязными оттого, что он все время катается по земле взывая: «Радхе! Радхе!»
12. Он взывает: «Радхе! Радхе!», и из глаз его потоками льются слезы.
13. Он блуждает по Вриндавану взывая: «Радхе! Радхе!»
14. День и ночь он помнит только Радху-Говинду. Радхе! Радхе!
15. Он отдыхает час или полтора, но даже во сне к нему приходят Радха-Говинда. Радхе! Радхе!


Шрила Гурудев: Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами услышал эти истины от Шрилы Сварупы Дамодары, Шрилы Рамананды Рая, Шрилы Рупы Госвами и, особенно, от Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, поэтому он смог изложить их в «Чайтанья-чаритамрите». Одно из имен Шримати Радхики это Говинда-нандини (Та, кто доставляет Кришне радость). Нет ничего превыше этого.

В четвертой главе Ади-лилы «Чайтанья-чаритамриты» Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами явил некоторые из имен Радхики, одно из которых – Говинда-нандини. Говинда повелевает всем. Он – высший уровень понимания истины о Верховном Господе, Шри Кришне. Он исполнен безграничного величия и сладости. Кто может доставить Ему радость? – Только Он Сам в образе Шримати Радхики.

Ее также зовут Говинда-мохини. Кришна привлекает всех без исключения, даже растения и животных. Но больше всего Он привлекает враджа-гопи. Однако Радхика привлекает даже Его. В этом материальном мире Кришна зачаровывает всех с помошью Своей майа-шакти, а в духовном мире Он очаровывает всех красотой Своего облика, Своими качествами и развлечениями. Он очаровывает всех. Однако Сам Он очарован Шримати Радхикой.


Радхику также зовут Говинда-сарвасья. Она все для Кришны и Она вся для Кришны. Ничего для себя. Ее также зовут Сарва-канта широмани – драгоценный камень всех возлюбленных Кришны. Когда Кришна ушел с танца раса, гопи пошли искать Его. Когда подруги Радхики (свапакша-гопи) увидели рядом со следами Кришны Ее следы, они были очень счастливы. Они сразу узнали Ее стопы. Но гопи из другой группы (випакша-гопи) не знали, чьи эти следы. Они лишь поняли, что эта гопи дороже Кришне всех остальных, поэтому Он ушёл с раса-лилы вместе с ней.


Шри Радхика становится Чандравали и всеми остальными гопи. У Кришны нет возлюбленных кроме Шримати Радхики. Она проявилась как все Лакшми и все царицы Двараки. Поняв это мы поймем величие Радхики. Сита-деви и все Богини Лакшми являются проявлениями Радхики. Она принимает все эти облики, чтобы исполнить желания Кришны.

Радхику также зовут Кришна-майи. Она видит Кришну повсюду – как в Своем сердце, так и вокруг Себя. Куда бы не устремились Ее чувства и мысли – они всегда с Кришной и для Кришны. Когда Она видит дерево тамал, Она думает: «О! Это Кришна!» Ее зовут Радхика потому, что Она исполняет все желания Кришны, а также потому, что Он Сам поклоняется Ей. Например, когда Он вместе с Ней ушел с танца раса в уединенное место. Даже випакша-гопи подтверждают это. Радхика это Пара-девата, также, как и Кришна. Она – высший объект поклонения для всех. Более того, Ей поклоняется Сам Кришна. Поэтому Она объект поклонения для всех.


Однажды Радхика спросила Вринду-деви, откуда она пришла. Вринда ответила: «Я только что с Радха-кунды. Я видела там Кришну».
- И что же Он делал?
- Он танцевал.
- А кто был его учителем танцев?
- Твой образ, Радхика, который он видел в каждом дереве.

Вся према берет свое начало в Радхике. Она мать для всех, потому что вскармливает премой. Кришна покровительствующее Божество всех джив, но и Радхика тоже. Об этом говорится в «Брахма-самхите» (5.35):

ананда-чинмайа-раса-пратибхавитабхис
табхир йа эва ниджа-рупатайа калабхих
голока эва нивасатй акхилатма-бхуто
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

«Я поклоняюсь Говинде, предвечному Господу, живущему в собственной обители, на Голоке, вместе с Радхой, которая Своей духовной красотой подобна Самому Господу и является олицетворением Его энергии наслаждения [хладини]. Их окружают Ее наперсницы - экспансии Ее тела, исполненные блаженной духовной расой».

Радхика это Сарва-Лакшми-майи, что означает, что Она проявляет всех гопи. Поэтому Она покровительствующее божество всех сакхи. Сколько бы возлюбленных не было у Кришны, Она покровительствует им всем.

Ее также называют Канти, потому что во время раса-лилы лишь Она может исполнить все желания Шри Кришны. В танце раса участвовали многие миллионы гопи, но как только Радхика ушла, танец остановился. Для того, чтобы постичь все любовные настроения Радхики Кришна является в образе Махапрабху. Он не может постичь это во враджа-лиле.


О чем думает Кришна, когда он в Матхуре и Двараке переживает разлуку с Радхикой? Он молится Ей: «О Свамини Радха! Мои мысли всегда с Тобой. Я всегда горю желанием прикоснуться к пыли Твоих лотосных стоп. В том или ином Своем образе Я всегда во Вриндаване. О Шримати Радхика, только в поисках Тебя я хожу по лесам Враджа и играю на флейте. О Радхика, я иду к Ямуне не для того, чтобы принять омовение, а только для того, чтобы встретиться с Тобой. Иначе мне незачем туда идти. На берегу Ямуны я жду встречи с Тобой, чтобы служить Тебе.

Я забыл, что нужно пасти коров, забыл обо всем. Твоя красота лишила меня покоя. Я не знаю, куда мне девать свои глаза, мои мысли смешались. Я ждал под деревом кадамба, надеясь, что Ты пройдешь рядом. Я только и думаю, что о Твоих качествах и Твоей красоте, которая столь же благоприятна, как Свати-накшатра (название созвездия).

Птица чакора пьет только воду дождя, идущего в период Свати-накшатры. Я словно птица чакора, а Твоя красота – словно дождь в Свати-накшатру. Я с нетерпением жду встречи с Тобой. В разлуке с Тобой Я забыл обо всем, поэтому Твои красота и качества против Моей воли пленили мое сердце».


Радхика отвечает Кришне: «О Прананатх, Мой Повелитель! Я Твоя служанка навечно, Ты Моя жизнь и душа, и единственная любовь. Я вручаю Себя Твоим лотосным стопам. Ты можешь любить Меня, а можешь отвергнуть – в жизни или в мыслях. Ты можешь разбить Мое сердце, покинув Меня. Что бы Ты не пожелал – Твое счастье это Мое счастье. Твоя жизнь – это моя жизнь. Мне не нужно в жизни ничего, только чтобы Ты был счастлив. Ты знаешь, когда я счастлива, а когда нет, и то же я знаю о Тебе. Когда Ты видишь Меня, Ты счастлив. Но когда Тебя вижу Я, то Я в миллионы раз счастливее и ничто не сравнится с этим счастьем. Я счастлива оттого, что вижу Тебя счастливым. Я всегда в блаженстве, потому что всегда желаю тебе радости. Я хочу, чтобы Ты был счастлив, от зари до зари, каждое мгновенье.

Когда Ты видишь Меня, Тебя переполняет радость. Поэтому Я всегда по-новому украшаю себя и надеваю новые наряды. Все это для Тебя. Тебе это доставляет радость. Я вручила Себя Твоим лотосным стопам только желая усилить Твою радость и исполнить Твои желания. Я так счастлива, когда Ты говоришь мне: `Любимая Моя! Моя повелительница! Жизнь Моя и душа`. Никому не дано понять, как я счастлива в эти мгновенья – другого такого счастья нет.

Когда Ты говоришь Мне: `О Свамини! О Пранешвари Радхике! Моя Канти!` - Мое сердце замирает от радости, ведь Ты так счастлив говоря это. Эти слова смущают Меня, но в сердце я рада».


Шри Кришна продолжает: «Ты обитель бесценной любви. О Вришабхану-нандини, ты источник всех рас. А кто я? Я только и делаю, что пасу коров, то в одном месте, то в другом. Я глуп и неотесан. Все, что я умею – это пасти коров. Я не знаю правил и законов любви. Только Ты можешь научить меня. Я деревенский мальчишка и знаю только, как пасти коров, да играть в прятки. Я раскаленный и сухой песок, а ты река премы. Как можно нас сравнивать? Когда Ты одаряешь меня Своей любовью, меня охватывает ни с чем не сравнимое счастье. А когда Ты милостиво смотришь на меня, я чувствую себя в долгу перед Тобой».

Во время раса-лилы Кришна тоже говорит гопи: «У меня нет никаких достоинств. Я нищий, просящий вас о любви».

на парайе хам ниравадйа-самйуджам
сва-садху-критйам вибудхайушапи вах
йа мабхаджан дурджара-геха-шринкалах
самвришчйа тад вах притийату садхуна

«Мои возлюбленные гопи! Ваша встреча со Мной безупречно чиста. Ради служения Мне вы разорвали крепкие семейные узы. Я не смогу отплатить вам за вашу любовь, служение и отречение, даже если у Меня будет невообразимо долгая жизнь, как у полубогов. Поэтому пусть ваше великие деяния станут вам наградой».

Кришна Сам признаёт это, говоря Шри Радхе: «Я в неоплатном долгу перед Тобой. Чем мне отплатить? Прошу тебя, будь милостива, ведь Ты обитель милости. Лишь Ты одна можешь наградить Меня любовью и исполнить все Мои желания».


Шримати Радхика смущенно отвечает Ему: «О Шьямасундара! Твои очи подобны лепесткам лотоса. О сын царя Враджи, ты украл мое сердце. Ради встречи с Тобой я готова преступить все законы и устои. Я брошу свой дом и меня не беспокоит, что обо мне будут думать, назовут ли меня безнравственной или неверной. Я хочу быть с Тобой. Хочу, чтобы Ты был Мой, хотя бы на мгновение. Но Я лишь деревенская девушка. У Меня нет никаких достоинств и Я вовсе не так красива. Но Твоя красота не знает равных и Ты исполнен всех достоинств. У меня нет расы, Я даже не знаю, что это такое, а Ты – океан расы. Ты океан милости. Прошу Тебя одари Меня Своей милостью. Этого желаю».

Без милости Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Рагхунатхи даса Госвами никто не сможет написать об этом. Исключительное положение Шримати Радхики, как центра всего это уникальное достояние Гаудия-сампрадаи. Это наше отличие: «Кришна в разлуке с Радхикой». Никакие другие ачарьи не могут написать об истинах нашей сампрадаи.

В своем киртане «Уддешйе рачита гита болия прачалита» Шрила Гаура Кишора Бабаджи Махарадж прославляет Шрилу Рагхунатху даса Госвами говоря, что он постоянно странствует. Он то в Нидхуване, то на Вамшивате. Он всегда взывает: «Радхе! Радхе!»


Гаура премананде!


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий