вторник, 3 июля 2012 г.

День ухода Шрилы Санатаны Госвами


Шри Санатана Госвами явился в 1488 году, за пять лет до рождения Шри Рупы Госвами, в семье бенгальского сарасвата-брахмана. Санатана вместе с двумя своими братьями, Рупой и Анупамой, с самого раннего детства были погружены в бхава-бхакти. Храня в памяти Вриндаван, они назвали леса, в которых им доводилось играть, именами священных лесов Враджи (Талавана, Мадхувана, Камьявана, Мадхавана). Они назвали свои любимые пруды Радха-кундой и Шьяма-кундой.

В свои юные годы Шри Санатане приснилось, что красивый мальчик-брахман подарит ему «Шримад-Бхагаватам». Почувствовав экстаз, он проснулся. Но не увидев рядом с собой ни мальчика, ни книги, опечалился. Но как только он приступил утром к совершению пуджи, Сам Кришна, переодевшись юным брахманом, подошел к нему и сказал: «Возьми эту книгу «Шримад-Бхагаватам», постоянно изучай ее и таким образом ты обретешь совершенство».

В «Кришна-лила-ставе» Шри Санатана Госвами прославляет «Шримад-Бхагаватам»: «О священный «Бхагаватам», ты мой единственный спутник, мой единственный друг и мой гуру. Ты – сокровищница и мой личный спаситель. Ты – символ моей необычайной удачи и само воплощение экстаза. Я предлагаю тебе свои поклоны».


Вынужденные подчиниться мусульманским властям, Шри Рупа и Шри Санатана стали министрами и поселились в Рамакели. Но их настоящая деятельность заключалась в преподавании шастр, которые они изучили под руководством Видьявачаспати, брата Сарвабхаумы Бхаттачарьи.

Пандиты и брахманы со всей Индии приходили в этот город, чтобы учиться под их руководством. Шри Рупа и Санатана были провозглашены «лучшими среди ученых гаудия-вайшнавов». После того, как Господь посетил Рамакели и устроил их освобождение, они отреклись от всего ради служения Господу Гауранге.

Шри Чайтанья Махапрабху приказал Шри Рупе Госвами и Шри Санатане Госвами переехать во Вриндаван и выполнить четыре задачи: разыскать утерянные места игр Шри Кришны; установить Божества и начать проводить пуджи; написать бхакти-шастры и проповедовать принципы бхакти-йоги. «Занявшись служением Господу Чайтанье, они решительно отказались от власти, богатств и положения в обществе только для того, чтобы поселиться во Вриндаване, и, став смиренными нищими монахами, погрузились в бхаджан. Преданный не сможет должным образом совершать кришна-бхаджан до тех пор, пока не отречется от всех материальных привязанностей, как внешне, так и внутренне, и не воплотит в своей жизни принцип простоты и смирения» («Шри Враджа Мандала Парикрама»).

Они странствовали по всей Враджа-мандале, открыв множество лила-стхан Радха-Мадхавы. Не найдя для себя постоянного прибежища, они практически не смыкали глаз (отдыхая не больше полутора часов в сутки в тени дерева или кустарника). Шри Рупа Госвами и Шри Санатана Госвами все свое время тратили на литературный труд, обсуждение лил Кришны и воспевание Его святых имен.

Шри Рупа Госвами и Шри Санатана Госвами

Чтобы поддерживать свое существование, Санатана собирал в качестве подаяния немного муки, скатывал из нее шарики, предварительно смочив муку в воде Ямуны, и клал их в тлеющие угольки. После чего он предлагал этот бати (несоленые запеченные хлебцы) своему Божеству Мадана Мохана. Оставив все мирские увеселения, Госвами приняли наибеднейший способ жизни отшельников. Они ели ровно столько, сколько было необходимо для поддержания души в теле.

Мадана Мохан Мандир 

Мадана Мохан Мандир

Радха-Мадана-Мохана Мандир был основан Санатаной Госвами и стал первым храмом, открытым шестью Госвами во Вриндаване. Описанный как «личная экспансия тела Шри Чайтаньи Махапрабху», Шри Санатана стал идеальным духовным учителем, ибо именно он дарует прибежище у лотосных стоп Мадана Мохана. Три Божества Вриндавана (Мадана Мохана, Говиндаджи и Гопинатха) стали жизнью и душой гаудия-вайшнавов.


Божество Мадана Мохана обладает особым качеством помогать начинающим преданным в понимании природы их вечных взаимоотношений с Верховной Личностью Бога, Господом Шри Кришной.

Имя «Мадана Мохана» указывает на поразительно красивого Кришну, привлекающего даже Купидона, Камадеву. Санатана Госвами является самбхандха-ачарьей, дарующим знание о наших взаимоотношениях с Кришной. А его Божество Мадана Мохана помогает нам преодолеть привязанность к материальному чувственному наслаждению (Купидону) и сосредоточить наши умы на преданном служении.

Шри Санатана Госвами посвятил сорок три года странствиям по деревням Вриндавана. Враджаваси с любовью встречали его, относясь к нему, как к собственному отцу. С терпением и заботой он всегда был готов выслушать их проблемы. И всегда приносил им радость своей проповедью и практическим советом обо всем – от сбора урожая до решения семейных конфликтов.

«Отвергнув все мирские удовольствия, Санатана Госвами всегда был смиренным, отреченным и погруженным в изучение писаний. Махапрабху часто говорил, что Санатана Госвами был Его любимым преданным. Будучи океаном любви и милосердия, Санатана превзошел всех остальных преданных в способности сострадать страждущим душам» («Бхакти-ратнакар»).

В последние годы своей жизни он передал поклонение Божеству Мадана Мохана своему ученику Кришна дасу Брахмачари. Он совершал свой бхаджан на берегах Манаси-Ганги неподалеку от Чакалешвары Махадевы на Говардхане. Каждый день он отправлялся в двадцативосьмикилометровую парикраму вокруг холма Говардхана (по изначальной дороге). Несмотря на свой преклонный возраст (65 лет), он следовал своему обету ежедневного предложения холму Говардхана 1008 поклонов, а также предложения поклона каждому встречному вайшнаву.

Понимая, как трудно приходится Его чистому преданному, Шри Мадана Мохана появился однажды и сказал: «Баба! Ты слишком стар. Тебе не стоит каждый день обходить холм Говардхан».

Санатана ответил: «Но таков мой бхаджан. Я должен продолжать следовать этому обету». «Так как ты очень стар, – сказал Мадана Мохана, – ты можешь перестать соблюдать этот обет». Как всегда собравшись в путь, Санатана ответил: «Я никогда не поступлюсь своими религиозными принципами».

Твердая решимость Санатаны Госвами придерживаться своей ежедневной практики принесла радость Шри Мадане Мохане (Кришне). Но в любовных отношениях между Господом и Его чистыми преданными, желание Кришны принести удовлетворение Его преданному часто одерживает верх над желанием преданного удовлетворить Его. Поэтому, испытывая сострадание к Своему преданному, Шри Кришна поставил Свою стопу на плоский камень (говардхана-шилу), принесенный с Гирираджа, и заиграл на Своей неотразимой флейте. Говардхана-шила в экстазе расплавилась, сохранив на себе отпечаток лотосной стопы Кришны.

Передавая его Санатане, Кришна сказал: «Ты должен каждый день обходить эту шилу, тогда будет считаться, что ты обходишь вокруг холма Говардхана. Так ты сможешь и дальше следовать своему обету, не поступаясь религиозными принципами». Увидев, что Сам Гирираджа (Шри Кришна) даровал ему шилу, Санатана Госвами с благодарностью принял ее. Эта шила до сих пор хранится в храме Радха-Дамодары.

Алтарь в храме Радха-Дамодары во Вриндаване 

Стопа Кришны, шила в храме Радха-Дамодары во Вриндаване

Шри Бхактивинода Тхакур написал в своей «Джайва-дхарме»: «Санатана Госвами обладал особым даром разъяснять глубинные эзотерические аспекты проявленных и непроявленных враджа-лил Кришны». Санатана Госвами оставил после себя много ценных работ, ставших классикой гаудия-сампрадайи, например, такие, как «Хари-бхакти-виласа», «Брихат-Бхагаватамрита» и «Брихад-вайшнава-тошани».

В нитья-никунджа-лиле Радха-Мадхавы Санатана Госвами служит как Вишакха-сакхи. Самадхи Санатаны Госвами расположено позади храма Радха-Мадана-Мохана во Вриндаване.


Санатана Госвами самадхи стахли

В это место можно попасть, пройдя по пути Вриндавана-парикрамы или же по дороге, проложенной вдоль храма. Оно расположено позади изначального храма Радха-Мадана-Мохана и немного вниз от храма. Здесь находится изначальное самадхи Шри Санатаны Госвами, грантха-самадхи и пушпа-самадхи Тапана Мишры и Чандрашекхары, а также многих других. Этот район самадхи, насыщенный духовными вибрациями, являет собой мирную обитель для местных попугаев.

Самадхи Санатаны Госвами

В стороне от дороги, пролегающей мимо храма и ведущей к самадхи Санатаны Госвами, находится самадхи Шри Сура даса Мадана Мохана Госвами, ученика Шри Санатаны Госвами. Его купол покрыт слоем извести и напоминает по форме храм Мадана Мохана. «Бхакти-мала» рассказывает о том, что однажды Сура дас сбежал во Вриндаван, с тысячами рупий налогов, собранных им для императора Акбара. Он потратил эти деньги на служение преданным.

Его бхаджан заключался в написании текстов песен и смиренного служения. Когда в храм заходили вайшнавы, он следил за тем, чтобы обезьяны не украли их обувь. Чтобы обрести благословения преданных, он съедал пыль, осыпавшуюся с их подошв. Иногда гаудии возносили молитвы, сочиненные Сура дасом: Шри Говинда мукхаравинда нираки мана вичароу, чандра коти, бхану коти, коти мадана варунаоу, «Обрати свой взор на красоту лотосного лика Шри Говинды, сияющего ярче миллионов Солнц и Лун и более привлекательного, чем миллион Камадевов (Купидонов)».


Молитвы, обращенные к Шри Рупе Госвами и Шри Санатане Госвами

«Во Вриндаване Рупа Госвами и Санатана Госвами были сосудами истинной любви и милосердия. Они были лучшими среди преданных. Океанами доброты и друзьями бедных. Они обладали непоколебимой преданностью Радхе и Кришне. Оставив все мирские наслаждения, они постоянно воспевали славу рощ Вриндавана и лотосных стоп Шримати Радхарани. Поэтому эти два брата стали дарами Шри Чайтаньи Махапрабху, океана милосердия. С их уходом я превратился в сироту» («Бхакти-ратнакар»).

«Слава Шри Санатане Госвами и Шри Рупе Госвами, бездонным колодцам према-бхакти-расы. Они олицетворяют уджджвала-расу. Они – деревья желаний, чья милость способна освободить каждого от боли и скорби. Книги этих двух великих душ недвусмысленно объясняют природу према-бхакти. Услышать о них – принести радость душе, ибо они – ашрая-виграха мадхурья-расы. О Рупа и Санатана, вы наделены богатством божественной любви, премы Радха-Кришны, которая в ваших руках подобна тысячам золотых стрел Купидона. О Рупа и Санатана, пожалуйста, даруйте мне этот кладезь любви, пронзив мое сердце этими драгоценными стрелами» («Према-бхакти-чандрика»).

«О мой язык, всегда воспевай имя Шри Рупы. О мой ум, всегда помни о Шри Рупе, олицетворении доброты. О моя голова, всегда склоняйся перед стопами Шри Радхики, воплощением милосердия» («Садхана-дипика»).

«Если Шри Рупа не явится в Кали-югу, кто же тогда распространит по всему миру любовь к Кришне? Кто отречется от всех удовольствий, станет поклоняться Вриндавану и разъяснит содержимое книг, описывающих науку бхакти? Кто сможет понять природу игр Кришны во Вриндаване? И кто сможет прочувствовать любовь Шри Радхи и Шри Кришны без милости Шри Рупы?» («Бхакти-ратнакар»).

ададанаш тринам дантайр идам йаче пунах пунах
шримад рупа падамбходжа-дхулих шьям джанма-джанмаи

«Зажав в зубах пучок соломы, я рождение за рождением, снова и снова умоляю позволить мне стать крупицей пыли на лотосных стопах Шрилы Рупы Госвами» («Мукта-чарита», Шри Рагхунатха Госвами).


Санатана Госвами Сучака Киртана 
(поется в день ухода Санатаны Госвами)

(1) Когда Шри Рупа Госвами принял отреченный образ жизни, Санатана Госвами находился в тюрьме. Погрузившись в печаль, он размышлял:

(2) «Гаура Хари милостиво освободил Шри Рупу, но этого падшего слугу отверг».

(3) «Я по рукам и ногам связан веревками греховных реакций моей предыдущей кармы. И по этой причине я заключен в стенах тюрьмы».

(4) Пожалуйста, свяжи меня веревкой Твоей милости и приведи меня к Твоим лотосным стопам».

(5) Позади меня расположено бездонное море, на берегах которого бушует пламя, а прямо передо мной стоит охотник, нацеливший на меня свой лук».

(6) «Точно так же попадает в ловушку самка оленя и горько плачет: «О Господь, пожалуйста, спаси меня».

(7) «Ты без труда освободил Джагаи и Мадхаи, как Васудева освободил Аджамилу».

(8) «Даже тенью Своей милости ты даруешь мне прибежище Своих лотосных стоп, которые позволяют мне пересечь этот океан, словно на лодке. Весь мир будет прославлять Твои милостивые деяния».

(9) «Пожалуйста, вызволи меня из этого океана страдания. Никто другой не сможет мне в этом помочь».

(10) Получив тайное письмо от своего брата, Рупы Госвами, Шри Санатана так думал и молился.

(11) Чувствуя удовлетворение в своем сердце, он начал вспоминать о Господе Гауранге.

(12) Я, Радха Валлабха дас (ученик Шриниваса Ачарьи и автор многих сучака-киртанов), говорю, что «прочитав письмо своего брата, Санатана почувствовал радость в своем сердце. Но об этом письме не рассказал никому».

Шри Санатана Госвами и Шри Чайтанья Махапрабху 

Самадхи Шрилы Санатаны Госвами

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий