понедельник, 30 июля 2012 г.

День ухода Шрилы Рупы Госвами

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
(23 августа 1999 г., храм Радха-Дамодары, Вриндаван)
 



У самадхи-мандира Шрилы Дживы Госвами.

Мы находимся перед бхаджан-кутиром Шрилы Кришнадаса Кавираджи и самадхи Шрилы Дживы Госвами. Здесь Джива Госвами совершал бхаджан и служил лотосным стопам своего Гурудева, Шрилы Рупы Госвами. Вам необычайно повезло посетить бхаджан-кутир и самадхи Шрилы Дживы Госвами. После ухода Рупы и Санатаны, Шрила Джива Госвами стал ачарьей Враджа-мандалы, Кшетра-мандалы и Гаура-мандалы. Вы знаете, как наши Госвами следовали учению гуру-варги? Они полностью посвятили себя миссии гуру. В наши дни все реже можно встретить таких последователей. Если хотите понять, как вручить себя гуру, – учитесь у Дживы Госвами.


Учитесь на примерах Шрилы Дживы Госвами, Шрилы Кришнадаса Кавираджи Госвами и Шрилы Рагхунатхи даса Госвами. И тогда вы сможете осознать эти истины. Без твердой веры (ништхи) в гуру и вайшнавов, что с нами будет? Здесь, у стоп Кришнадаса Кавираджи Госвами и других ачарий, просите, чтобы они дали вам понимание, как служить гуру и вайшнавам. Что переживал Шрила Рагхунатха дас после ухода Рупы и Санатаны? Казалось, сама жизнь покинула его, он буквально высох в разлуке. А у нас нет даже веры в гуру и вайшнавов.

шунйайитам махагоштхамгириндво аджгарайе тэ
вйагхра тундайа тэ кундам
дживату рахитасйа ме
(«Пратханашрая-чатурдашака», 11)

«Теперь, когда со мной нет моего гуру (Шри Рупы Госвами), мне кажется, что огромные поля Враджа пусты, холм Говардхана превратился в питона, а Радха-кунда напоминает разверзнутую пасть тигра. Почему же я все еще жив?».

У самадхи Рупы Госвами.

Сегодня день ухода Шрилы Рупы Госвами. Он – близкий спутник Шри Чайтаньи Махапрабху и сама жизнь Гаудия-сампрадаи. Шрила Рупа Госвами – позвоночник нашей сампрадаи. Знаете ли вы, что он осуществил сокровенное желание Шри Чайтаньи Махапрабху?

Стоит задуматься о сокровенном желании Махапрабху, и станет ясно, насколько оно поразительно. Чего хотел Махапрабху? Завершив свои земные игры и вернувшись на Голоку, Кришначандра думал: «Только посмотрите. Я – Бог Богов. Я изначальный Господь. Нет истины выше, чем Я. Во всем мироздании нет никого красивее, милостивее и сладостнее Меня. Но люди этого мира не имеют возможности увидеть Меня, и поэтому не знают покоя. А Мне нет покоя без Шримати Радхики. Ее образ ласкает Мой взор, а прикосновение радует сердце. Песнь Моей флейты чарует все живые существа, но стоит Мне услышать голос Шримати Радхики, как Я забываю о том, как играть на флейте. На самом деле, гопи – Мои према-гуру. Они Мне и друзья, и гуру, и ученики, и возлюбленные. При виде Радхики Я буквально с ума схожу, а коснувшись Ее – вновь возвращаюсь к жизни.


Но кое-что остается непонятным. У Радхики больше достоинств, чем у Меня, поэтому Она дарует Мне безграничное счастье. Однако восторг, который Она испытывает при виде Меня, значительно больше, чем доступный Мне. Это уму непостижимо. Во Мне есть что-то, очаровывающее всех гопи. Но Я не знаю, что это. Может, Моя флейта, а может – улыбка? Или это Моя сладость? Я не могу понять, что за качества во Мне так их привлекают? Никто не знает о Моей привлекательности лучше , чем Шримати Радхика. Только Радхика благодаря Своей любви может в полной мере познать Мою сладость.

Любовь Шримати Радхики ко Мне растет вплоть до махабхавы. Лишь Она переживает такое состояние, как мадана. Мне подобные чувства неведомы».

Кришна способен испытать адхирудха-бхаву и читра-джалпу, но он не знает ничего выше.

«Мне нужно прочувствовать настроение Радхи, – решил Кришна, – а иначе Я не смогу понять, какой восторг испытывает Она при виде Меня. Я знаю, какое счастье приносят Мне наши встречи, но что за счастье испытывает Она? Едва услышав песнь Моей флейты, Она словно сходит с ума от любви. Я тоже хочу испытать это. Поэтому Я должен прочувствовать Ее настроение».

шри-радхайах пранайа-махима кидришо ванайаива
свадйо йенадбхута-мадхурима кидришо ва мадийах
саукхйам часйа мад-анубхаватах кидришам вети лобхат
тад-бхавадхйах самаджани шачи-гарбха-синдхау хариндух
(Ч.-ч., Ади, 1.6)

«Чтобы постичь величие любви Шримати Радхарани (пранайа-махима), чтобы познать, какими прекрасными качествами в Нем наслаждается Она одна благодаря Своей любви (адбхута-мадхурима), а также чтобы изведать счастье, которое испытывает Она, вкушая сладость Его любви (саукхйам), – Господь проникся настроением Радхарани и явился в этот мир из лона Шримати Шачи-деви, как некогда месяц возник из глубин океана».

Не найдя ответов на все эти вопросы, Кришна опечалился. Он понял, что Ему нужно принять Шримати Радхику в качестве гуру и полностью предаться Ей. Ему придется стать учеником даже Ее близких подруг, и только тогда Он сможет пережить чувства, которые Она испытывает. Поэтому Махапрабху пришел в этот мир и прежде всего принял Своим шикша-гуру Рамананду Рая (Вишакху). Лишь полностью предавшись Радхе, Он смог понять природу Ее любви. Затем Он уединился в Гамбхире, чтобы прочувстовать все эти настроения. Рупа Госвами не только понял сокровенное желание Махапрабху, но и объявил о нем всему миру. Как он это сделал? Он написал такие книги, как «Удджвала-ниламани», «Бхакти-расамрита-синдху» и др. Он дал определение понятиям бхакти, садхака, бхава, анурага, према, рагануга, бхава и махабхава. Также он объяснил, что такое садхана.

крити-садхйа бхавет садхйа-
бхава са садханабхидха
нитйа-сиддхасйа бхавасйа
пракатйам хриди садхйата
(Б.-р.-с., 1.2.2)

«Практика составляющих бхакти с помощью чувств и ума, преследующая целью достичь бхава-бхакти, называется садхана-бхакти. Бхава, вечно присущая дживе, проявляется в сердце, очищенном в процессе садханы. Это происходит по милости нитья-сиддха и маха-бхагавата гуру, способного передать шуддха-саттву в сердце достойного ученика».

Нашу практику можно назвать садханой только в том случае, если она нацелена на бхаву. Сначала нужно понять, что такое бхава, и пожелать обрести ее. Бхава изначально заложена в нашем сердце, но нам нужно ее раскрыть. Если мы слушаем, памятуем и говорим о Кришне, желая достичь бхавы, то это называется садханой. Все мы пока очень далеки от подлинной садханы.

Если мы практикуем, не имея вкуса (ручи), то это вайдхи-бхакти. А если в сердце пробуждается жажда обрести любовь вечных спутников Кришны (рагатмика-бхаву), и мы совершаем бхаджан в этом настроении и под руководством гуру-варги, тогда это рагануга-бхакти.

Шри Рупа Госвами дает следующее определение бхавы:

шуддха-саттва-вишешатма
према-сурйамшу-самйа-бхак
ручибхиш читта-масринйа-
крид асау бхава учйате
(Б.-р.-с., 1.3.1)

«Бхава-бхакти 1) состоит исключительно из шуддха-саттвы; 2) подобна лучу солнца премы и 3) размягчает сердце, наполняя его различными трансцендентными вкусами».

Какой прекрасный стих! До Рупы Госвами люди не знали ничего подобного. Об этом не было известно ни в одной сампрадае. Поэтому Рупа Госвами – гуру всех сампрадай. Что бы с нами было, если бы не пришел этот спутник Махапрабху, Шри Рупа Госвами?

йан кали рупа шарира на дхарата?
тан враджа-према-маханидхи-кутхарика,
кауна капата удгарата
(«Йан Кали-рупа-шарира на дхарата?», Шри Мадхава дас)

«Если бы Рупа Госвами не пришел в этот мир в Кали-югу, кто бы открыл великую сокровищницу враджа-премы и дал доступ в нее всем желающим?».

Шри Чайтанья Махапрабху и Шри Нитьянанда Прабху принесли в этот мир бесценное сокровище премы. Раньше никто не давал ничего подобного. Раньше сокровищница с любовью Радхи и Кришны была наглухо закрыта, так что пробраться внутрь не мог даже муравей . Но теперь она распахнута настежь, как вот эти двери (Шрила Гурудев указывает на раскрытые двери самадхи-мандира Шрилы Рупы Госвами). Рупа Госвами сломал замок, открыл сокровищницу с богатствами Махапрабху и раздал их всем. Это богатство получили все, кто пришел в эту сампрадаю, независимо от своего духовного уровня.

Как Рупа Госвами это сделал? По особой милости Шри Чайтаньи Махапрабху. Рупа Манджари превосходит даже Лалиту и Вишакху. Она особенно дорога Шримати Радхике. Без благословения Шри Рупы Манджари невозможно войти в мир бхаджана. Даже Лалита и Вишакха просят у нее позволения войти в кунджу: «Можно ли нам увидеть Божественную Чету?» Рупа Манджари может попросить их подождать.

В Праяге Махапрабху наделил Шрилу Рупу Госвами особой силой. Он Сам пролил на него милость, а также попросил остальных (Нитьянанду, Сварупу Дамодару и др.) благословить его. Если бы Рупа Госвами не появился, всего этого бы не произошло.

Почему мы сначала кланяемся его самадхи, а затем бхаджан-кутиру? Самадхи считается местом, где он достиг совершенства, потому что здесь Шрила Рупа Госвами поднялся на один уровень со Шримати Радхикой. Он обрел такой же образ, те же черты, то же сердце, те же качества. Смотрите, на стене самадхи написано:

прийа сваpупе дайита сварупа

према сварупе сахаджабхи рупе

Это строки поэта Кави Карнапура. Кто это? Будучи младенцем, он взял в рот большой палец стопы Махапрабху, и благодаря этому обрел божественную силу. И тогда он написал: прийа сваpупе дайита сварупа. Дайита сварупа означает, что Рупа Госвами полностью предался Махапрабху, а Тот принял его. Поэтому он очень дорог Чайтанье Махапрабху (дайита). Према сварупе. Он – олицетворение божественной любви. Если бы Рупа Госвами не пришел, кто бы стал посредником и дал миру эту любовь?

Сахаджабхи рупе означает, что он понял все настроения Махапрабху. Ниджану рупе указывает на его сходство с Махапрабху. У него такой же образ и качества, как у Махапрабху. И его любовь так же возвышенна, как любовь Махапрабху.

према-раса-нирйаса карите асвадана
рага-марга бхакти локе карите прачарана
расика-шекхара кришна парама-каруна
эи дуи хету хаите иччхнра удгама
Ч.-ч., Ади, 4.15-16

«Господь пожелал явиться в этом мире по двум причинам: вкусить нектар према-расы и научить обусловленные души чистому преданному служению, рага-бхакти. Поэтому Он известен как лучший среди знатоков расы и океан милости».

Кришна очень милостив. Он – расика-шекхара. Он перенял настроение Шримати Радхики, в том числе и Ее милость. И что же Он сделал? Он стал проповедовать рагануга-бхакти. Даже Кришна этого не давал. Первым, кто посадил семя рагануга-бхакти, был Мадхавендра Пури. А затем, с помощью Рупы Госвами, оно проросло.

Вот почему Рупа Госвами так дорог Чайтанье Махапрабху. Постарайтесь вручить себя Шриле Рупе Госвами и размышляйте о его играх.

Здесь, на этом месте, сидел Рупа Госвами, а Джива Госвами его обмахивал. Однажды, когда Рупа Госвами, олицетворенное смирение, писал «Бхакти-расамриту-синдху», к ним пришел Валлабхачарья и предложил Рупе Госвами отредактировать его книгу. Этот пандит выбрал стих:

бхукти-мукти-сприха йават
пишачи хриди вартате
тавад бхакти-сукхасйатра
катхам абхйудайо бхавет
Б.-р.-с., 1.2.22

«Разве может в сердце садхаки пробудиться блаженство вишуддха-бхакти, пока там живут две ведьмы – жажда мирских удовольствий и стремление к освобождению?».

В этом стихе говорится, что бхакти не придет в сердце, пока в нем есть желание к бхукти и мукти. [Посчитав, что в стихе допущена ошибка, Валлабхачарья высказал замечание по этому поводу]. Затем пандит пошел на Ямуну. Джива Госвами стал сопровождать его. По дороге обсуждая эту шлоку, он полностью опроверг Валлабхачарью. Пандит был впечатлен. Он вернулся к Рупе Госвами и спросил:

– Что это за мальчик?

– Это мой ученик, – ответил Рупа Госвами.

– Он гений! Теперь я понял, что твоя книга не нуждается в моей редактуре. Если этот шестнадцатилетний юноша так гениален, что же тогда говорить о тебе….

С этими словами он ушел.

Рупа Госвами сказал Дживе Госвами:

– Ты оскорбил нашего гостя. Тебе нельзя жить во Вриндаване. Немедленно уходи.

В разлуке Джива Госвами начал писать «Сандарбхи». Реакция Шрилы Рупы Госвами была правильной, но и в поступке Дживы Госвами не было ошибки. Если кто-то пытается спорить с нашим Гурудевом, нужно немедленно опровергнуть доводы этого человека. С другой стороны, Шрила Рупа Госвами – это Гуру, он с почтением относится даже к травинке. Поэтому он тоже прав, что отругал ученика.

Шрила Джива Госвами жил в крокодильей горе и плакал дни и ночи напролет: «О, Гурудев!» Он почти ничего не ел, лишь иногда пил немного пахты. У него буквально живот к спине прилип – так сильно он исхудал. К тому же, он заболел.

Однажды в эту деревню пришел Санатана Госвами. Местные жители считали юного Дживу великим святым и сказали Санатане Госвами: « У нас живет молодой Бабаджи, еще более отрешенный, чем ты». Шриле Санатане Госвами стало любопытно посмотреть на него. Увидев состояние Дживы Госвами, он не смог сдержать слез. Он перенес Дживу Госвами в свой бхаджан-кутир, а на следующий день пошел повидаться с Рупой Госвами.

У Рупы Госвами было большое собрание. Он рассказывал хари-катху о том, что нужно быть милостивым ко всем дживам и помогать всем развивать сознание Кришны. После лекции Шрила Санатана Госвами спросил:

– А сам ты следуешь этому наставлению?

Санатана Госвами был не только его старшим братом, но и гуру. Он рассказал Рупе Госвами о том, что случилось с Дживой Госвами. Рупа Госвами очень расстроился, и они немедленно пошли к Дживе Госвами. Увидев своего ученика, Рупа Госвами заплакал. Он взял его на колени, собственными руками омыл его тело и дал лекарство. Иначе Джива Госвами бы умер. Рупа Госвами ухаживал за Дживой Госвами до тех пор, пока тот ни поправился.

Есть ли в наши дни такие ученики и гуру? Ученики приходят, только чтобы поесть. А при первом же испытании они сбегают.


[Позже в этот же день]: 

Рупа Госвами – это Рупа Манджари. Он жил в Тера-кадамбе между Яватом и Нанда-гаоном. Это место полно очень глубоких настроений, поэтому Рупа Госвами решил поставить там хижину. «Чайтанья-чаритамрита» вкратце описывает его жизнь.

Один преданный пришел из Вриндавана в Пури, чтобы встретиться с Чайтаньей Махапрабху. Шри Чайтанья Махапрабху спросил, как совершают бхаджан Рупа и Санатана Госвами, и тот ответил:

– Как описать бхаджан Шрилы Рупы и Санатаны Госвами? Я могу лишь коснуться капли их славы. Оба брата носят только дор-каупины, и те изорваны. Из утвари у них есть только глиняный кувшин для питья. Едят они с ладони. Их единственная собственность – это кришна-према, которую ни один вор не может украсть. Иногда за день они съедают лишь одну лепешку без соли и воды, иногда - всего одну пригоршню прасада, а иногда и вовсе постятся. Иногда они спят по полчаса в сутки, а иногда вообще не спят. Они с почтением относятся ко всем живым существам: от самых высших до самых низших. Каждую ночь они спят под другим деревом, потому что под каждым из них Радха и Кришна совершали множество игр.

Однажды Санатана Госвами пришел к Рупе Госвами, и они стали увлеченно обсуждать игры Радхи и Кришны. Рупа Госвами подумал: «Я даже не пошел милостыню собирать, чем мне угостить брата?» Тут же появилась маленькая девочка с рисом и молоком. Она сказала:

– О Бабаджи, вот тебе рис и молоко, пожалуйста, приготовь кхир. Меня мама зовет, мне пора идти.

Вернувшись через некоторое время, девочка увидела, что братья так и не развели огонь. Поэтому она сама приготовила сладкий рис, попросила их быстро предложить его Господу и почтить прасад.

Шрила Рупа Госвами предложил сладкий рис Радхике, и когда Шрила Санатана Госвами попробовал его, им овладел восторг премы. Он понял, что кхир приготовила Сама Шримати Радхика. Он спросил у Рупы Госвами:

– Какие мысли сегодня посещали тебя?

– Я только подумал, что мне нечем тебя угостить, – ответил Рупа Госвами.

Шрила Санатана Госвами сказал ему:

– Не следовало тебе думать об этом. Шримати Радхика Сама пришла, чтобы исполнить твое желание. Мы должны служить Ей, а не наоборот.

Перевод с хинди на английский: Манджулати диди

Перевод на русский: Таруни даси
Над текстом работала: Джагад-мохини даси

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий