четверг, 8 марта 2012 г.

Юность Господа Чайтаньи

Вся слава Господу Шри Чайтанье Махапрабху! По Его беспричинной милости даже самый невежественный грубиян может стать благовоспитанным человеком, если будет повторять святое имя Господа. Такова безграничная мощь Господа Чайтаньи.

Вся слава Господу Нитьянанде! Вся слава Адвайте Ачарье! Вся слава преданным Господа Чайтаньи!
Теперь настал черед поведать о поре юности Шри Гаурасундары. Когда пришло это благодатное время, Господь засиял, словно солнце. Нарядные одежды облегали Его стройное тело, изящные драгоценности сверкали на груди и руках. На шее была цветочная гирлянда. Далеко был слышен запах сандала, которым Он смазывал тело. Прекрасный, Он блистал Своими безграничными познаниями. Господь Чайтанья выходил победителем из всех ученых состязаний. Разбивая ложную гордость ученых пандитов, Он указывал им путь истинного освобождения. Танцуя и воспевая святое имя, Он щедро дарил людям Свою милость, пробуждая в них дремлющую любовь к Кришне. Как прекрасен был Шри Гаурахари, сверкавший словно бесценный бриллиант в Своих юношеских играх!

Иногда Он казался сумасшедшим в Своей великой любви к Кришне. Глядя на то, как Он поет святые имена Кришны в полном самозабвении, люди думали, что у Него произошло полное нарушение воздушных потоков в теле. От этого, согласно Аюр-веде, может помутиться разум.

Даже в Своей школе изучения санскрита Он объяснял грамматику, рассказывая о Кришне. Вместе с сухими правилами Он давал ученикам совершенное знание. Кому-то это казалось безумием, но Господь показывал, что все в жизни можно связать с именем Кришны, даже скучное обучение в школе.

Вскоре после смерти отца Господь отправился в Гайу. Это одна из святынь на земле Индии. Веды предписывают человеку после смерти отца или материл посетить Гайу и совершить там шраддху - жертвоприношение лотосным стопам Господа Вишну. Следуя указанию Вед, Господь Чайтанья отправился в Гайу, чтобы помолиться за своего умершего отца. Его сопровождало множество учеников. По дороге Господь неожиданно почувствовал, что болен. У Него начался сильный жар. Господь Чайтанья знал, что поможет Ему. Он попросил Своих учеников принести воду, который омывают стопы чистого брахмана. Как только воду принесли, Господь выпил ее и сразу выздоровел. Брахман, обладающий духовными качествами, свят и очень могуществен. И все ученики и последователи Господа Чайтаньи почитают чистых брахманов, независимо от их богатства, учености или происхождения.

В Гайе Шри Чайтанья встретил чистого преданного Ишвару Пури. Эта встреча обернулась великим счастьем для обоих. Ишвара Пури принял Господа Чайтанью в свои ученики, и Господа захлестнул океан любви к Кришне.

Когда Шри Чайтанья вернулся домой, Он все еще пребывал в этом необыкновенном состоянии. Ему хотелось и Свою мать одарить любовью к Богу.

Однажды Господь восседал на троне Господа Вишну в доме Шривасы Тхакура. Обстановка была самой благоприятной, и Шри Чайтанья сказал:

- Моя мать оскорбила лотосные стопы Адвайты Ачарьи, - сказал Господь. - Ей нужно очиститься от этого оскорбления, иначе она никогда не почувствует любви к Кришне.

К сожалению, все сказанное было правдой. Когда Вишварупа, старший брат Шри Чайтаньи, принял санньясу, Шачимата решила, что это Адвайта Ачарья уговорил ее сына. Она обвинила Его, чем оскорбила лотосные стопы чистого преданного.

Повинуясь словам Господа Чайтаньи, Его преданные пошли за Адвайтой Ачарьей. Адвайта Ачарья был очень рад и сразу же пошел увидеться с Господом Чайтаньей. По дороге Он прославлял возвышенные качества матери Шачи. Когда они приблизились к дому Шривасы Тхакура, Адвайта Ачарья в экстазе упал не землю. Он забыл обо всем на свете, утопая в любви к Господу.

Шачидеви с радостью послушалась своего сына. Она склонилась перед Адвайта Ачарьей и коснулась его стоп, приняв пыль с лотосных стоп чистого преданного. Шри Чайтанья остался очень доволен Шачиматой и громко сказал:

- Теперь моя мать очистилась от этого оскорбления. Больше ей ничто не мешает в любви к Кришне.

Вскоре после этого случая Адвайта Ачарья обратился к Чайтанье Махапрабху с просьбой увидеть вселенскую форму, ту, что прежде Господь милостиво показал Арджуне на поле битвы Курукшетра. Шри Чайтанья согласился и явил Адвайта Ачарье вселенскую форму Господа. Для Адвайта Ачарьи это было большой удачей.


Все преданные Господа Чайтаньи поклонялись Ему как Верховному Господу. Так однажды Шриваса Тхакур совершал абхишеку. Обычно эта церемония проводится при установлении Божеств. Божества омывают молоком и водой, а затем одевают на Них новую одежду. Такую абхишеку совершали в доме Шривасы. Каждый преданный что-то предлагал Господу, согласно его духовному уровню. Господь благословлял Своих преданных исполнением желаний. Но никто из учеников Шри Чайтаньи не хотел ничего, кроме преданного служения в чистой любви к Кришне.

Наконец, настал день, когда в доме Шривасы Тхакура появился Нитьянанда Прабху.

Шрила Нитьянанда Прабху родился в деревне Экачакра в провинции Барбхум. Он был сыном Падмавати и Хадаи Пандита. В детстве Шри Нитьянанда играл в точности, как Господь Баларама. Когда же Она вырос, их дом посетил незнакомый санньяси. Санньяси попросил Хадаи Пандита отпустить с Ним своего сына. Юный Нитай понравился санньяси. Тем более, что такой спутник-брахмачари был бы ему хорошим другом в далеких странствиях. Хадаи Пандит сразу же согласился и отдал гостю сына. Но разлука с мальчиком оказалась для отца невыносимой. Вскоре после того, как Нитай покинул родительский дом, Хадаи покинул этот мир.

Вместе с санньяси Нитьянанда Прабху посетил множество мест паломничества. Со Своим взрослым спутником Он провел несколько дней в Матхуре, где Кришна и Баларама явили миру столько замечательных подвигов. Здесь Нитьянанда услышал об играх Господа Чайтаньи Махапрабху в Навадвипе. Он тут же отправился в Бенгалию, чтобы встретиться с Господом Чайтаньей.

Придя в Навадвипу, Нитьянанда Прабху остановился в доме одного из преданных. Господь Чайтанья уже знал, что Нитьянанда в городе. Он тут же послал за Нитьянандой. Так Они, наконец, встретились - Чайтанья Махапрабху и Нитьянанда Прабху.

На этой встрече Господь Чайтанья явил Нитьянанде Свою шестирукую форму, в которой Он показал сразу три Своих воплощения: лук и стрелы в его руках символизировали Господа Рамачандру, палка и флейта, всегда сопутствующие пастушку - Господа Кришну, а посох санньяси и кувшинчик для воды - Господа Чайтанью.


Впоследствии Господь Чайтанья еще раз показывал Шри Нитьянанде Прабху Свою шестирукую форму, затем - четырехрукую и, наконец, Свою изначальную двурукую форму Кришны, сына Нанды Махараджа, который играл на своей волшебной флейте. Он был в желтых одеждах, а тело Его было темно-синим, словно грозовое облако.

Однажды Нитьянанда Прабху, следуя указанию Господа Чайтаньи, проводил церемонию Вьясапуджи Господу Гаурасундаре. Эта церемония проводится для того, чтобы выразить почтение духовному учителю. Таким образом, Шри Нитьянанда Прабху поклонялся Господу Чайтанье, как Своему духовному учителю.

Тем временем настала ночь. На небе взошла полная луна. Безграничное счастье царило среди преданных. Началась прекрасная санкиртана. Господь Нитьянанда склонился к Господу Гаурахари, чтобы одеть на Него цветочную гирлянду. И вдруг Он увидел в Господе Чайтанье Себя Самого! Во время этой необыкновенной церемонии преданные Чайтаньи Махапрабху увидели и поняли, что нет разницы между Шри Чайтаньей и Шри Нитьянандой, как нет разницы между Кришной и Баларамой. Оба Они - Верховная Личность Господа.


Мама Шачи тоже видела братьев Кришну и Балараму в Их проявлении Шри Чайтаньи и Шри Нитьянанды. Она увидела во сне, что Божества Кришны и Баларамы на их домашнем алтаре приняли форму Чайтаньи и Нитьянанды. Потом Они стали бороться друг с другом, совсем как дети, и ели то, что обычно предлагают Божествам.

Шри Чайтанья хотел, чтобы Нитьянанда Прабху приходил к Нему в гости. Мама Шачи исполнила это желание сына и позвала Нитьянанду принять прасад у них дома. Шри Чайтанья очень обрадовался приходу Нитьянанды и предложил Ему вместе пообедать. Так Они сидели вместе и вкушали прасад. Шачидеви посмотрели на Них и вдруг увидела, что Они ничем не отличаются от Кришны и Баларамы. Она была так поражена, что упала в обморок.

Однажды Господь Чайтанья по просьбе Шри Нитьянанды Прабху даровал освобождение двум братьям из Навадвипы, Джагаи и Мадхаи. Они родились и выросли в самых почтенных брахманских семьях. Но когда они стали взрослыми, низко пали. Не было на свете ни одного греха, которого бы они не совершили много раз. И вот Господь Чайтанья пролил на их головы каплю Своей нектарной милости. Было это так.

Как-то Господь Чайтанья приказал Своим преданным идти от двери к двери по всей Навадвипе и проповедовать безграничную славу Господа и Его святого имени. Нитьянанда Прабху вместе с Харидасом Тхакуром ходили по улицам города и воспевали Харе Кришна маха-мантру. Выйдя на главную улицу, они увидели возбужденную толпу. Подойдя поближе, Нитьянанда Прабху и Харидаса Тхакур поняли, что центром всеобщего внимания стали два пьяных брата Джагаи и Мадхаи.

Чтобы увеличить славу Шри Чайтаньи, как самого милостивого воплощения Господа, который освобождает самых падших, Нитьянанда Прабху и Харидаса Тхакур решили спасти этих несчастных.

Нитьянанда пробрался в центр толпы и, обращаясь к пьяным братьям, попросил их произнести Харе Кришна маха-мантру. Но в ответ Он получил лишь грубую брань. Когда Нитьянанда еще раз повторил Свою просьбу, разъяренные братья набросились на Него и Харидасу с кулаками. Так что Нитьянанде и Харидасе Тхакуру пришлось бежать. Вернувшись к Господу Чайтанье, они рассказали Ему об этом происшествии, и Шри Чайтанья был рад узнать, что Нитьянанда и Харидаса пытались спасти эти безумных грешников.

На другой день Нитьянанда Прабху решил навестить братьев, но как только Он приблизился к ним, Мадхаи, подобрав обломок глиняного горшка, со злостью запустил его в Нитьянанду. Он попал Ему в голову, и из раны хлынула кровь.

Но Нитьянанда был так великодушен, что в ответ лишь сказал:

- Пусть ты бросил в Меня камень, Я все же прошу тебя: повторяй святое имя Господа Хари!

Джагаи, второй брат, был так потрясен отношением Нитьянанды, что сразу же пришел в себя. Он тут же припал к Его лотосным стопам, моля за Мадхаи. Но тут пьяный Мадхаи вновь попытался ударить Нитьянанду, и его брату еле удалось остановить его. Джагаи стал просить Мадхаи склониться к лотосным стопам Шри Нитьянанды Прабху.

Тем временем, Шри Чайтанья Махапрабху, узнав о том, что Нитьянанда ранен, разгневанный, Он поспешил к месту происшествия. Господь тут же призвал Свою Сударшана Чакру, чтобы убить грешников. Но Нитьянанда Прабху удержал Его.


- Ведь Ты пришел, чтобы освобождать самых падших. Но кто более греховен, чем они?


Джагаи и Мадхаи, раскаиваясь, припали к лотосным стопам Господа Чайтаньи. Оним молили Его о прощении. Поскольку Нитьянанда Прабху тоже просил за них, Господь внял Его просьбе.

- Я прошу вас, если вы навсегда откажетесь от греховной, распутной жизни, - сказал им Господь. Очень довольный, Шри Чайтанья обнял обоих братьев и благословил.


Увидя Верховную Личность Бога, и прикоснувшись к Нему, оба брата немедленно очистились. Так они стали воспевать Святое имя Господа и обрели освобождение. Больше никто и никогда не вспоминал об их прошлых прегрешениях.

Господь часто посещал дом Шривасы Тхакура. И вот однажды, окруженный преданными, Он сидел на кровати Вишну. Поскольку Божества обычно укладывают спать, у Них есть Свои кровати.

Господь Чайтанья сидел на такой кровати и принимал поклонение от Своих преданных. Вайшнавы пели ведические мантры и предлагали Гаурасундаре все, что обычно предлагают Божествам: цветы, фрукты, благовония, огонь, украшения, вкусный прасад и многое другое. Принимая любовь, с которой преданные служили Ему, Господь был очень счастлив. Он пребывал в экстазе почти целые сутки - двадцать один час. Это был еще один случай, когда Господь Чайтанья показал, что Он - изначальная Верховная Личность Бога.

Господь Чайтанья изумлял преданных Своими прекрасными играми и напоминал им о том, что Он - Сам Кришна. Так однажды Он стал громко звать: "Шукара! Шукара!" Это был зов Господа Варахи. Шри Чайтанья принял на Себя роль Господа Варахи и явил его игры. В таком экстатическом состоянии Он забрался на плечи Мурари Гупты. В руках у Господа была маленький гаду - кувшинчик для воды с носиком, как у чайника. Шри Чайтанья поднял его над головой и нес, в точности, как Господь Вараха нес землю, когда поднял ее со дна Причинного океана. Господь Чайтанья и Мурари Гупта долго танцевали вместе во дворе дома Мурари.

В Навадвипе, на берегу Ганги, жил преданный Шукламбара Брахмачари. Однажды он приблизился к Господу, когда Тот танцевал в экстазе. В руках Шукламбара нес мешочек сырого риса. Он был чистым преданным, и Господь Чайтанья, очень довольный служением Шукламбары, выхватил у него из рук мешочек и начал есть сырой рис. Никто не мог остановить Господа, пока Он не доел весь рис в мешочке.

Здесь же на берегу Ганги, Шри Чайтанья подробно объяснил известный стих из Брихад-нарадия Пураны. Он звучит так:

ХАРЕР НАМА ХАРЕР НАМА ХАРЕР НАМАИВА КЕВАЛАМ
КАЛАУ НАСТИ ЭВА НАСТИ ЭВА НАСТИ ЭВА ГАТИР АНЬЯТХА

"В этот век Кали, - говорил Господь Чайтанья Махапрабху, - Господь Кришна воплотился в звуке Своего святого имени, Харе Кришна маха-мантре. Просто воспевая святое имя, человек общается с Богом. Это единственный способ обратиться непосредственно к Самому Господу. Поэтому каждый, кто воспевает святое имя, безусловно, достигнет освобождения.


В этом стихе трижды повторяется слово "эва" - "непременно", и так же трижды повторяется выражение "харер нама" - "святое имя Господа". Цель этого повторения в том, чтобы все люди, даже самые простые, осознали, в чем их истинный долг.

Слово "кевала" - "только", означает, что в этот век Кали все другие способы обрести освобождение отвергаются как совершенно бесплодные. Больше ничто в мире не принесет человеку освобождения, и поэтому здесь трижды упоминается "на асти" - "ничто еще, ничто еще, ничто еще", которое подчеркивает истинный путь духовной практики.

Чтобы всегда воспевать святое имя, человек должен стать смиреннее травы на улице. Он должен забыть о собственной славе и гордости и всегда выражать другим свое почтение, приветствуя их поклоном.

Преданные, которые воспевают святое имя Господа, терпеливы, как дерево. Их не задевают ругань и оскорбления. В этом они поистине уподобляются дереву. Даже когда дерево рубят, оно не сопротивляется. Засыхая от жажды, оно никого не просит принести воды. Так же и вайшнав никого ни о чем не просит. Он лишь принимает дары, если кто-то приносит пожертвование и не требует его назад. Чистый преданный всегда счастлив, довольствуясь горстью фруктов и овощей. Правило, которое поддерживает преданное служение человека, гласит: всегда повторяя святое имя, довольствуйся тем, что дается легко.

ТРИНАД АПИ СУНИЧЕНА ТАРОР АПИ САХИШНУНА
АМАНИНА МАНАДЕНА КИРТАНИЯХ САДА ХАРИХ

"Чувствуя себя ниже травы и терпеливее дерева, забыв о собственной гордыне и всегда почитая других, человек может постоянно воспевать святое имя Господа".

Эти знаменитые слова Шри Чайтаньи Махапрабху стали правилом для всех вайшнавов. Кришнадаса Кавираджа Госвами взывал:

- Слушайте меня все, о люди! Завяжите этот стих себе на горло, в котором постоянно звучит святое имя Господа. Всегда носите его не шее, чтобы никогда не забывать!

Следуя наставлениям Господа Чайтаньи и Его спутников, человек непременно достигнет лотосных стоп Господа Кришны.

Каждую ночь в доме Шривасы Тхакура собирались преданные Шри Чайтаньи. Вместе со своим возлюбленным Господом они пели Харе Кришна маха-мантру. Этот праздник повторялся каждую ночь в течение целого года.

Многим было любопытно узнать, что же происходит в доме Шривасы. Но вайшнавы закрывали двери дома, чтобы уберечь киртаны от насмешек случайных людей. Неверующие сгорали от любопытства и умирали от зависти. Всеми силами они старались навредить хозяину дома, Шривасе Тхакуру.

И вот однажды ночью, во время очередного киртана, к дому Шриваса пробрался брахман по имени Гопала Чапала. Хотя он был брахманом, он больше всех исходил завистью. Болтливый и грубый, он ничем не отличался от простых обывателей. Гопала Чапала положил на порог дома лист подорожника и уместил на нем все, что необходимо для поклонения богине Дурге: красную сандаловую пасту, рис, куркуму, красный цветок и ярко-красную краску. Все это он дополнил кувшином с вином и, очень довольный собой, вернулся домой. Этим злым поступком Гопала Чапала думал очернить Шри Шривасу в глазах людей. Ведь те, кто служат Дурге, обычно едят мясо и пьют вино. Они не имеют никаких возвышенных духовных качеств.

Настало утро. Шриваса Тхакур открыл дверь после ночного киртана и чуть не наступил на лист подорожника, полный реликвий богини Дурги. Он сразу все понял и стал громким голосом созывать почтенных горожан, своих соседей.

Когда они пришли, Шриваса с улыбкой обратился к ним:

- Посмотрите, о достопочтенные, вот сюда. Вы сами видите, что каждую ночь я поклоняюсь богине Дурге. Раз тут лежат все предметы, необходимые для поклонения ей, вы можете сообщить всем в городе, всем почтенным брахмананм и членам высших каст, что Шриваса Тхакур на самом деле не вайшнав. Каждую ночь он служит богине Дурге!

Люди были в полном изумлении. Из толпы понеслись возгласы: "Что это? Что еще за новости? Кто вредит тебе, Шриваса Тхакур? Кто этот грешник?"

Все знали, что Шриваса Тхакур - известный и всеми почитаемый вайшнав. Значит, кто-то умышленно вредит его доброй славе. Решили позвать местного дворника, который был в курсе всех новостей. Он хорошо знал, кто и кому поклоняется, потому что его часто приглашали очищать дома смесью воды и коровьего навоза. Но и дворник не знал, кто был замешан в ночном происшествии.

Можно скрыться от людей, но нельзя укрыться от Бога. Через три дня после этого случая у Гопала Чапалы вдруг открылась проказа. Все его тело покрылось кровоточащими нарывами.

Многочисленные личинки и насекомые разъедали его плоть, и Гопала Чапала терпел невыносимую боль. Но огонь душевных страданий мучил его еще больше. Друзья и родные отвернулись от него, боясь заразиться. Проказа - очень заразная болезнь, и никто не хотел общаться с Гопалой Чапалой. Ему пришлось покинуть Навадвипу и сесть под деревом на берегу Ганги.

Мимо того дерева, под которым сидел Гопала Чапала, случилось как-то проходить Господу Чайтанье. Гопала Чапала увидел Его и обрадовался. Он окликнул Шри Чайтанью:

- О Махапрабху, смилуйся надо мной! Вспомни, что я прихожусь Тебе дядей. Избавь меня от праказы!

Я знаю, что Ты - воплощение Самого Бога. Столько падших Ты освободил от материальных страданий. Но ведь я тоже несчастная падшая душа. Будь милостив и даруй мне освобождение.

Но Господь Чайтанья был сильно разгневан на этого грешника. Он сурово ответил Гопале Чапале:

- Ты негодяй! Ты завидуешь чистому преданному! Твои мучения вполне заслужены, и ты будешь гнить в проказе еще миллионы лет! Корми своей кровью червей и насекомых. Из-за твоего подлого поступка люди могут подумать, что чистейший преданный, Шриваса Тхакур, поклоняется богине Дурге. За это оскорбление ты угодишь в ад и будешь мучиться там десять миллионов рождений! Запомни, Я пришел на землю не только для того, чтобы освобождать падших, но и для того, чтобы убивать демонов. Я проповедую любовь к Богу, но не потерплю оскорблений Его преданных!

С этими словами Господь ушел, чтобы принять омовение в Ганге, а Гопала Чапала остался один. Его жалкая жизнь была полна страданий.

Иной раз Господь Чайтанья был нежен, как лепесток розы, а иногда суров, как удар молнии. Но что бы Он ни делал, всегда оборачивалось благом, не только милость, но и гнев Господа заставлял человека очиститься. Забегая вперед, скажем, что настало время, когда Шри Чайтанья простил Гопалу Чапалу. Это произошло сразу после того, как Господь принял санньясу, отречение от мира, и посетил Джаганнатха Пури.


В Своих странствиях Он вновь пришел в Навадвипу. И тут несчастный грешник пришел просить приюта у Его лотосных стоп. Господь сказал ему:

- Ты оскорбил лотосные стопы Шривасы Тхакура. Поэтому ты должен пойти к нему и просить его милости. И если он благословит тебя, и ты впредь не совершишь ничего подобного, ты сможешь освободиться от последствий своих грехов.

И Гопала Чапала склонился перед Шривасой Тхакуром, ища приюта у его лотосных стоп. По милости Шривасы Тхакура он очистился от грехов, и его болезнь прошла.

Гопала Чапала был не один, кто рвался в закрытые двери дома Шривасы Тхакура. Еще один брахман приходил туда, чтобы посмотреть на киртан. Но дверь был закрыта, и войти он не смог. Очень недовольный этим, он вернулся домой. А на следующий день он встретил на берегу Ганги Господа Чайтанью и подошел к Нему. Этот брахман был известен на всю Навадвипу своей грубой бранью и проклятиями. Вот и на этот раз он сбросил с себя священный брахманский шнур и в негодовании объявил:

- Сейчас я прокляну Тебя, потому что ты обидел меня Своим отношением! Ты никогда не познаешь материального счастья!

Брахман думал, что этим проклятием испугает и огорчит Господа Чайтанью. Но его слова нектаром отозвались в Его сердце. Душой Шри Чайтанья пел и ликовал от радости. Чистым преданным Господа не нужно материального счастья, потому что они познали высший вкус счастья духовного.

Господь всегда заботился о Своих преданных и наставлял их в преданном служении. Как-то раз Он раздавал Свою милость, благословляя преданных. Одного за другим Он подзывал к Себе и дарил Свои благословения. Когда очередь дошла до Мукунды Датты, который ждал за дверью, Господь сказал:

- Еще не скоро Мукунда Датта порадует Меня. Он исполняет преданное служение Богу наравне с другими, но заметно идет к майавади и слушает их беседы, полные ложной философии. Поэтому я очень недоволен им.

Стоя за дверью, Мукунда Датта слушал слова Господа. В его сердце была несказанная радость. Теперь он знал, как удовлетворить Шри Чайтанью. Вскоре Господь увидел, что Мукунда Датта посещает собрания майавади только с одной целью - помочь им встать на путь преданного служения. Так Господь, наказав Своего преданного, освободил его от сомнений. Он избавил Мукунду Датту от общения с майавади и благословил общением с чистыми преданными.

Шри Чайтанья Махапрабху очень почитал Адвайту Ачарью. Адвайта Ачарья был учеником Мадхавендры Пури, духовного учителя Ишвары Пури. Поэтому Ишвара Пури, гуру Шри Чайтаньи Махапрабху, был братом в Боге Адвайты Ачарьи. И Шри Чайтанья почитал Адвайту Ачарью как духовного учителя. Но Адвайте Ачарье не нравилось такое отношение Господа. Он хотел, чтобы Господь видел в нем Своего вечного слугу, а не духовного учителя. Поэтому он придумал способ изменить отношение к себе Господа Чайтаньи. Он пошел к майавади и стал объяснять им разные уловки, с помощью которых можно извратить знание о Боге.

Когда Господь узнал об этом, Он тут же пошел за Адвайтой Ачарьей. Охваченный гневом, Господь накинулся на Адвайту и стал его бить. Но Адвайта Ачарья, вместо того, чтобы испугаться, начал радостно танцевать.

- Посмотрите все, как исполнилось мое желание! - громко восклицал он. - Так долго Господь Чайтанья почитал меня, и вот теперь Он на меня гневается. Это моя награда! Представляю, какое сильное впечатление произвел на Него мой поход к майавади! Господь так заботится обо мне, что решил срочно спасти меня из их рук!

При этих словах Господу Чайтанье стало стыдно, но все же Он был очень доволен Адвайтой Ачарьей.

Один из спутников Господа Чайтаньи, Мурари Гупта, был великим преданным Господа Рамачандры. Когда Господь Чайтанья услышал, как он прославляет Господа Рамачандру, Он тут же написал на лбу Мурари - "рамадаса", то есть вечный слуга Рамы.

В это же время Шри Чайтанья провел массовый киртан на улицах Навадвипы. Завершился он встречей с главой города, мусульманином Чхан Кази. После киртана Господь вернулся со Своими преданными в дом Шридхары. Чхан Кази тоже последовал за Ним, став преданным Шри Чайтаньи.

Отдыхая, все вайшнавы пили воду из ржавого железного кувшина, который стоял в доме Шридхары. И Господь Чайтанья также с удовольствием выпил воды из кувшина, принадлежавшего вайшнавам. В доме истинного вайшнава все приносит удовольствие, и даже ржавый кувшин становится полным сладкого нектара. Это место отдыха Господа Чайтаньи до сих пор существует в северо-восточной части Майапура.

Одним из самых великих преданных Господа был Харидаса Тхакур. Господь знал тайну рождения Харидасы и однажды сообщил ему, что он - никто иной, как воплощение Прахлады Махараджа, великого преданного Господа Нрисимхадева.

Однажды Господь описывал преданным славу святого имени. Он говорил, что святое имя неотлично от Верховной Личности Бога. Нет разницы между Личностью Бога и Его святым именем, потому что Бог абсолютен.

Но один из Его учеников, выслушав объяснения Господа, сказал, что в действительности слава святого имени преувеличена, затем, чтобы люди приняли его. Этими словами ученик, от которого отвернулась богиня удачи, умалил славу святого имени и совершил одно из десяти его оскорблений. Начинающий ученик, еще не умея служить Кришне, часто совершает оскорбления Господа, но святое имя, Хари-нама, очищает от любого из них. Если же оскорбить само святое имя, этот грех ничем не снимается. Потому очень опасно делать это. Господь тут же запретил Своим ученикам смотреть в лицо оскорбителя. Даже не снимая одежды, Он тут же омылся в водах Ганги. Всем Своим поведением Он предостерегал каждого от такой нама-апарадхи.

В тот же день он говорил о славе преданного служения Господу. Лишь бескорыстная любовь к Кришне способна удовлетворить Верховного Господа.

Однажды Господь порадовался за Мурари Гупту:

- Ты удовлетворил Господа Кришну!

Мурари Гупта ответил Ему стихом из Шримад-Бхагаватам, словами Судамы Випры, школьного друга Господа Кришны: "Хоть я - бедный греховный брахма-бандху, а Ты, Господь Кришна - приют богини удачи, это так прекрасно, о Господь Кришна, что ты обнял меня Своими руками!"

Если Судама Випра считал себя брахма-бандху, который недостоин милости Господа, то Мурари Гупта вообще родился в семье шудры. Но Господь Кришна проявил к нему особую милость, потому что Мурари Гупта был Его возлюбленным преданным.

Среди чудес Господа Чайтаньи есть чудо с манговым деревом. История его такова. Однажды Господь Чайтанья проводил санкиртану, окруженный Своими преданными. После киртана вайшнавысели отдохнуть во дворе у одного из преданных. Господь спросил у них, чего бы они хотели отведать. Кто-то назвал манго. И тогда Господь бросил в землю семечко манго. Прямо на глазах изумленных вайшнавов манго стало расти и вскоре превратилось в деревце. Это деревце сразу выросло во взрослое манговое дерево, полное спелых плодов. Удивлению присутствовавших не было предела.

Господь собрал с дерева почти двести плодов, и, хорошенько вымыв их, предложил Господу Кришне. Все плоды были спелые, крупные, без семечка и без шкурки, хотя обычно у плодов манго толстая шкурка и большое семечко. Съев один из этих красных и желтых плодов, человек сразу чувствовал себя сытым. Попробовав манго, Господь остался доволен, и накормил всех остальных. Преданные съели по одному плоду и сразу же насытились. Они не в силах были съесть что-нибудь еще.

Чудесное дерево приносило плоды каждый день в течение целого года. И вайшнавы каждый день ели сладкое ароматное манго. Но никто из посторонних не знал об удивительном манговом дереве. Праздник санкиртаны в течение целого года завершался праздником манго.

Как-то раз Господь Чайтанья после санкиртаны возвращался домой. В это время в небе собрались облака, готовые пролить сильный дождь. Но Господь приказал им рассеяться. Высшей волей Господа небо очистилось от туч. Это чудо Господь повторил дважды. Однажды вечером небо затянулось грозовыми облаками. Гремел оглушительный гром, непрерывно сверкали молнии. Вайшнавы были напуганы такой грозой. Но Господь Чайтанья взял Свои караталы и начал петь Харе Кришна мантру, обратив лицо к нему. Казалось, Он обращается прямо к полубогам на райских планетах. И сразу же облака рассеялись, небо очистилось, и на нем засияла яркая луна. Господь Чайтанья, довольный всем происшедшим, начал танцевать в кругу счастливых преданных. Все они ликовали, видя могущество Господа Чайтаньи.

При воспевании святых имен Шри Чайтанья легко приходил в экстаз. Однажды Шриваса Пандит совершал церемонию шраддха (жертвоприношение Господу Вишну) по своему умершему отцу. Как принято в подобных случаях, он слушал воспевание тысячи имен Господа Вишну. В это время в его доме появился Господь Гаурахари и тоже с великой радостью стал слушать тысячу имен Господа Вишну. Когда прозвучало имя Нрисимхадевы, Шри Чайтанья почувствовал сильнейшее беспокойство. Он вошел в состояние Господа Нрисимхадевы и разгневался в точности как Он. Глаза Его налились кровью, волосы встали дыбом, и все тело затрепетало. Господь издавал рычание льва. Неожиданно Он схватил булаву и со свирепым видом побежал по улицам города, готовый убить всех атеистов. Видя состояние Господа, люди в страхе разбегались и прятались, боясь Его гнева. "Чем мы могли разгневать Господа?" - в страхе думали они.

Увидев всеобщий страх, Господь пришел в Себя. Он вернулся в дом Шривасы Тхакура и бросил булаву. Очень мрачный Он сказал Шривасе:

- Из-за своих грехов люди в страхе разбегались от Меня, когда Я пребывал в состоянии Господа Нрисимхадевы. А ведь маленький Прахлада ничуть не испугался, а стал с любовью возносить молитвы Господу.

- Всякий, кто согласен принять Твое святое имя, сразу же освобождается от десяти миллионов грехов, - ответил Господу Шриваса Тхакур. - Не огорчайся, что люди в страхе разбегались от Тебя. Им повезло - увидев Тебя таким свирепым, они сразу же обрели освобождение.

С этими словами Шриваса Тхакур склонился перед Господом. Шри Чайтанья был очень доволен его словами и, радостный, вернулся домой.

На другой день в дом Господа Чайтаньи пришел великий преданный Господа Шивы. Он танцевал и кружился по всему внутреннему двору дома. При этом он громко бил в свою дамару. И тогда Господь Чайтанья вошел в состояние Господа Шивы. В этом состоянии Он забрался пришельцу на плечи. Счастливые, они еще долго танцевали вместе.

Затем в дом Господа постучал нищий, прося милостыню. Но увидев танцующего Господа, он тоже начал танцевать. Благословленный любовью к Кришне он с радостью принял участие в этом танце преданности и утопал в сладком нектаре любви к Богу.

Знающие люди распознавали тождественную сущность Господа Чайтаньи. Вот одна из таких историй.

Господа Чайтанью посетил астролог. Это был очень ученый человек, умевший отгадывать прошлое, настоящее и будущее. Господь принял астролога с великим почетом и попросил его ответить на один вопрос.

- Пожалуйста, с помощью своих астрологических расчетов скажи Мне, кем Я был в прошлом рождении? - спросил Господь Чайтанья.

Астролог занялся подсчетами. Считая и медитируя, он увидел ослепительно яркий свет, исходивший от прекрасного тела Господа, который пребывает на бесконечных планетах духовного мира, Вайкунтхах. Он понял, что Господь Чайтанья - это Сама Абсолютная Истина, Верховный Господь, Личность Бога. Астролог совершенно растерялся. Он молчал в великом изумлении, не в силах сказать ни слова.

Господь вновь повторил Свой вопрос. Тогда астролог очнулся и заговорил:

- Мой дорогой господин, в своем прошлом рождении Ты был прибежищем всего творения, Верховной Личностью Бога, вместилищем всех богатств. И сейчас Ты - та же самая Личность Бога. Твоя природа - это непостижимое вечное счастье.

Господь Чайтанья улыбнулся в ответ на эти возвышенные слова.

- Мой дорогой господин, - сказал Он, - Я думаю, что ты плохо представляешь себе, кто Я на самом деле. Я знаю, что в прошлом рождении Я был пастушком. Тогда Я родился в семье пастуха и заботился о телятах и коровах. За эти добродетельные поступки в прошлой жизни, в этой Я родился брахманом.

- Кем бы Ты ни был и каким бы Ты ни был, я в почтении склоняюсь перед Тобой! - заключил всезнающий астролог.

В награду за его усердное служение Господь, по Своей беспричинной милости, одарил гостя любовью к Богу.

А вот еще одна чудесная история о Господе Чайтанье. Однажды, сидя в преддверии храма Вишну, Шри Чайтанья стал громко просить: "Принесите Мне меда! Принесите Мне меда!" Нитьянанда Прабху Гошани понял, что Господь вошел в состояние Господа Баладевы во время танца раса с гопи Вриндавана. Нитьянанда Прабху принес кувшин с водой из Ганги и поставил его перед Господом. Шри Гаурасундара, выпив воды, стал танцевать в точности, как Господь Баларама, охмелевший от Варуни, медового напитка. Так Шри Чайтанья явил игры Господа Баладевы на берегу Ямуны, когда Он призывал реку к Себе. Адвайта Ачарья видел в этот момент в Шри Чайтанье Самого Балараму. А Ванамали Ачарья видел золотой плуг в руке Баларамы. Все преданные танцевали вместе с Господом, утопая в любви к Кришне. Они танцевали непрерывно двенадцать часов подряд. А когда наступил вечер, то пошли на берег Ганги, чтобы принять омовение. После чего в самом светлом настроении разошлись по домам. 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий