среда, 7 марта 2012 г.

Шри Шикшаштака


Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
(25 мая 2000 г.)

Бывает так, что жена помыкает мужем и в итоге бросает его. Если муж очень к ней привязан, он не будет находить себе места, будет страдать и жизнь потеряет для него всякий смысл. Всегда помните об этом.

Благодаря общению с возвышенными преданными, повторению и памятованию под их руководством все ваши скверные привязанности исчезнут и к вам обязательно придет отречение. Если это не приходит, значит что-то не так. Это критерий, как весы. Я прошу вас всегда носить их с собой – в кармане, а лучше в сердце. Вам нужно взвесить вашу отреченность и понять, нет ли дыры в вашем хранилище. Если она обнаружилась, тогда плачьте и взывайте к Шри Рупа-Санатане, Шри Райа Рамананде и Шри Сварупе Дамодаре. Это садху-санга. Возвышенные вайшнавы могут открыть вам глаза на вашу ошибку. Они покажут вам это, но исправлять должны будете вы. Они подадут вам руку – нужно держаться за нее и шагать. Они не будут идти вместо вас. Я подаю вам свою руку, как это сделал Шрила Свами Махарадж. Держитесь за нее и идите. Но кто виноват если вы не идете?

Теперь я хочу объяснить «Шри Шикшаштаку».

Бхава махадавагни нирвапанам. Погаснут все очаги пожара материальной жизни. Насколько они погаснут? Настолько, насколько вы повторяете и памятуете. Ровно настолько же будут укрощены все ваши анартхи. Но будьте осторожны, если у вас будет дурное общение они в любой момент могут вернуться и наброситься на вас. Будьте осторожны, потому что они еще не сожжены. Это произойдет позже.

Шреях кайрава чандрика витаранам. Святое Имя подобно Луне. Луна льет свой нектарный и живительный свет. Вечером, под ее лучами медленно распускаются лилии. Чем глубже ночь, тем сильнее аромат. Откуда он? Он исходит от цветка и от лунного света, который тот вобрал в себя. Точно также, Имя Кришны подобно Луне, а Его лучи это милость вайшнавов. Когда лунный свет имени Шри Кришны коснется вашего сердца, тогда оно распустится и расцветет всеми хорошими качествами. Они обязательно придут если вы повторяете Имя и памятуете в таком настроении.

Тринад апи суничена тарор апи сахишнуна. Вы разовьете все хорошие качества. Вы станете очень смиренными и терпеливыми, разовьете вкус к повторению Святых Имен, памятованию, служению вайшнавам. У вас появятся решимость и силы оставить все ваши дела, чтобы обратиться к вайшнаву, слушать его и задавать ему вопросы. Всё это придет. В «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-чаритамрите» перечисляются двадцать шесть качеств вайшнава. Это милосердие, великодушие, чистота, свобода от материальной собственности, мягкость и все другие хорошие качества. Откуда они появляются? Они естественно приходят с лучам Имени и милости Шри Кришны.

Затем идет шреях кайрава чандрика витараман видьявадху дживанам. После этого вы должны следовать процессу намнам акари бахудха ниджа сарва шактис (Шикшаштака, т. 2). «О Нама Прабху, Ты исполнен всех богатств и могуществ. Ты безгранично милостив. Святое Имя можно повторять в любое время и в любом месте». Должны ли вы повторять Имя только после омовения? Нет, таких правил нет. Вы пожете повторять даже во время омовения. Неважно, приняли вы омовение или нет, вымыли свой рот или нет, вы всегда можете повторять: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Даже если вы справляете нужду, вы можете в уме повторять Харе Кришна. Шри Чайтанья Махапрабху делал так.

Стоит кому-нибудь произнести имя Рамы, как перед ним тут же появляется Хануман. В тысячах и миллионах своих проявлений он может одновременно находится во многих местах. Жил на свете человек, у которого никогда не было времени повторять Святое Имя. Нарада пришел к нему и спросил: «Глупец, почему ты не повторяешь Святое Имя?» Тот ответил: «У меня нет времени, я всегда занят». Тогда Нарада спросил: «А когда ты справляешь нужду, ты тоже занят?» Человек сказал: «Нет, тогда не занят». Нарада Муни сказал ему: «Что ж, повторяй в это время». «Это я могу», – ответил тот.

Когда он справлял нужду, он повторял Харе Рама Харе Рама. Там тот час же появился Хануман. Но увидев, чем человек занят, он гневно подумал: «Этот грязный негодяй справляет нужду и повторяет Имя!» И Хануман что есть силы пнул его. Хануман так силен, что своим пинком мог бы свалить Равану. Не устояли бы даже Кумбхакарна и Мегханатх. Однако человек, который повторял Харе Кришна, даже не заметил пинка. Хануман удивился: «Вот это да! Как же так? Впервые такое вижу – мочится и испражняется, повторяя Имя, и все ему ни почём!» Он был изумлен. Тем же вечером он вернулся к Раме, но постучав в дверь услышал его стоны. Хануман вошел и спросил: «Прабху, почему ты стонешь?» Рамачандра ответил: «Это ты виноват». Хануман спросил: «О Прабху, как это возможно?!» Рамачандра сказал: «Ты ведь знаешь, что тот, кому принадлежит имя (нами) и само имя (нама) это одно и то же. Когда тот человек справлял нужду, он повторял Рама, Рама, Рама – поэтому я явился в его сердце. Я был в теле того человека. И когда ты пнул его, то досталось мне. Теперь моя спина болит и я стонаю». Тогда Хануман пообещал Рамачандре: «Я никогда больше этого не сделаю».
Однажды Шри Чайтанья Махапрабху шел справить нужду, а Гопал-гуру нес для него воду. Махапрабху крепко сжимал свой язык зубами. Гопала-гуру, как любой мальчик, поинтересовался: «Прабху, зачем ты так делаешь?» Махапрабху ответил, что его язык его не слушается: «Я иду по нужде, но не могу не повторять Харе Кришна Харе Кришна. Я хочу остановиться, но не могу. Поэтому я держу язык». Гопала-гуру сказал Махапрабху: «Когда человек умирает он испускает кал и мочу. Что же ему теперь, не повторять Святое Имя в момент смерти? Я думаю он должен повторять». Махапрабху сказал, «Ты не просто Гопал. Ты – Гопал-гуру!» Он отпустил свой язык и стал повторять Святое Имя.
Все могут делать так. Этим примером Махапрабху учит, что для повторения Святых Имен нет ограничений. Нигде не говорится, что нужно повторять Имя как-то по-особенному. Что, к примеру, нельзя повторять Имя сидя на кровати или прогуливаясь. Вы можете повторять Имя в уме, вслух или петь – всеми способами. Вы можете молиться: «О Господь, ты дал мне всё для повторения Святого Имени, но я такой негодяй, что не могу воспевать. Я не могу контролировать свои чувства. Будь милостив, помоги мне!» Святое Имя нужно повторять с таким чувством.

Тринад апи суничена тарор апи сахишнуна. Я объяснял это много раз. Можно молиться так: «О Прабху, мне ничего не нужно. Я не хочу ни прекрасных женщин, ни большого знания – ничего мирского. Меня не прельщает освобождение (мукти). Я даже не хочу служить так, как Богиня Лакшми служит Нараяне или Рукмини служит Кришне. Я не хочу ничего этого.

– Чего же ты хочешь?

Ахайтуки бхакти твайи джанмани джанмани.

Что такое ахайтуки бхакти? Это высшее бхакти – в настроении, с которым служат Шримати Радхике ее манджари.

Что потом? Благодаря такой духовной практике пробуждается вера:

айи нанда-тануджа кинкарам
патитам мам вишаме бхавамбудхау
крипая тава пада-панкаджа-
стхити-дхули-садришам вичинтая
Шикшаштака, т.5

Вы осознаете ваши отношения с Кришной. Вы осознаете кто вы – гопи, друг или кто-то еще. Только на этом уровне и никак иначе вы сможете думать о себе как о гопи и идти по пути рагануга. О ком вы будете плакать?

наянам галад-ашру-дхарая
ваданам гадгада-руддхая гира
пулакаир ничитам вашух када
тава нама-грахане бхавишьяти
Шри Шикшаштака, т.6

«О Кришна! О Радхика! О Махапрабху! Когда же, при повторении Твоего Имени, мое сердце растает и слезы польются сами? Но мое сердце тверже камня. Оно не плавится, и волосы мои не встают дыбом. Как будто я и не повторяю Твое Имя. О Господь, прошу, будь милостив ко мне. Возьми мое каменное сердце». Когда слезы будут литься сами-собой и будет плач, тогда сердце расплавится. Это будет искренне, не напоказ, не так, как у многих –с холодным сердцем. Притворщики могут и по земле кататься, и волосы у них будут вставать дыбом, но тают ли их сердца? Наше сердце должно таять. Как это произойдет?

Искренний преданный воспевает: «О Говинда! О Радха-Рамана!» От глубоких переживаний его волосы встают дыбом, сердце тает, а сознание покидает его. Порой он видит Кришну и устремляется к Нему, чтобы обнять. Но Кришна ускользает. Кришна видит, что преданный хочет обнять Его и быстро исчезает – так Он усиливает ваше стремление и ваш вкус. Если у вас есть весы, которые я вам дал, тогда думайте над этим.

Недостаточно знать философию (сиддханту). Даже если вы сиддханта-вит, знаете все философские истины и заключения, этого не достаточно. У вас должно быть это настроение. Оно должно быть вашей целью. Используйте его как весы, как мерило, чтобы видеть, что в вашем сердце. Тогда будет наянам галад-ашру-дхарая (Шикшаштакам, т.6). Шри Чайтанья Махапрабху плачет: «Когда придет тот день, когда я буду таким?» Что потом?

йугаитам нимешена чакшуша правришаитам
шуньяитам джагат сарвам говинда-вирахена ме
Шри Шикшаштака, т.7

Именно так это и будет. Одно мгновение разлуки растянется на миллионы лет (йуг). Когда вы будете полны настроением разлуки Шри Чайтаньи Махапрабху, тогда один миллион лет вместе с Кришной пролетит как одно мгновенье. И далее:

ашлишья ва пада-ратам пинашту мам
адаршанан марма-хатам кароту ва
Шри Шикшаштака, т.8

Старайтесь следовать всему этому, тогда вы пройдете через все эти стадии. Возможно это займет много жизней, но вы возвыситесь, обретете настроение, бхаву, а это уже отблеск премы.

Я вижу, что наш приезд сюда, наша проповедь и лекции были очень успешными. Всегда помните то, о чем мы говорили. Никогда не забывайте это. Я думаю, что во всем мире сейчас не найти того, кто милостиво рассказал бы вам все это. Вы так удачливы! Сохраните эти истины в своем сердце.

Если вы встаете, а потом падаете – не отчаивайтесь. Если что-то мешает – не останавливайтесь. Если ваша жена настроена против вас – не беда. Если она не терпит того, что вы совершаете бхакти и хочет вас бросить – ничего страшного – пусть уходит, и дети тоже. Даже если ваши отец, мать, родственники или кто-либо еще препятствуют вам – продолжайте совершать бхакти. Продолжайте и вы будете очень счастливы.

Преданный: Вы сказали, что преданное служение, жизнь преданного, устраняет анартхи.

Шрила Нараяна Махарадж: До тех пор, пока вы не осознали себя, пока к вам не пришла энергия духовного мира (шуддха-саттва), анартхи могут проснуться, наброситься на вас и подчинить себе. Но когда это настроение придет, когда придет шуддха-саттва исполненная хладини-шакти и самвит-шакти, тогда анартхи уже не вернутся. Они все будут сожжены.

Преданный: Значит они могут ослабнуть, но при плохом общении воспрянут вновь?

Шрила Нараяна Махарадж: Да, это возможно. Даже освобожденные личности (имперсоналисты), могут из-за плохого общения стать жертвой анартх. Но тем, кто всегда преданы Господу не стоит этого бояться. Все эти истины мы узнаём из общения с гуру, он дает это как шикша-гуру.

Я хочу попросить вас о двух вещах. Первое – старайтесь строго следовать всему, что я говорю. Второе – я хочу проповедовать, и вы тоже должны проповедовать. Сначала поймите и осознайте сами, а потом проповедуйте хари-катху другим. И распространяйте книги. Во времена Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа все юноши и многие девушки делали это. Вот почему Сознание Кришны очень быстро распространилось по всему миру. Я тоже хочу этого.

В наши дни лидеры не совершают ни санкиртану на улицах, ни хари-наму, но я хочу, чтобы все мои ученики делали это. Даже если вас двое, трое или четверо – выходите с мридангой и караталами, и пойте: «Харибол! Харибол! Харе Кришна, Харе Кришна!»
Каждый преданный должен взять с собой по меньшей мере десять комплектов моих книг и распространить их. Я много раз говорил об этом. Это тоже будет вашим служением на радость Гурудеву и Кришне. Продолжайте делать это. Спасибо.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий