среда, 21 марта 2012 г.

Настроение во время джапы


Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
(1997 г., Баджер, Калифорния)

У нас должны быть определенные настроения во время арати. Они не должны проводится без настроения. Когда вы совершаете подношения, вы также должны иметь определенное настроение. Например, мамы Яшоды, которая предлагает всё Кришне, а затем раздаёт всем остальным. Или, если ваша сварупа (истинное положение) имеет настроение гопи и вы достаточно квалифицированы для этого, если у вас есть жажда к этому, вы можете представлять, как Шримати Радхика предлагает приготовления Кришне.

Мы должны стараться следовать Шриле Бхактивиноду Тхакуру, Шриле Нароттама дасу Тхакуру и другим, им подобным. Шрила Бхактивинода Тхакур даровал нам киртан, Бхога Арати:

бхаджа бхаката-ватсала шри-гаурахари

шри-гаурахари со хи гошта-бихари
нанда-йашомати-читта-хари


Просто поклоняйся Шри Гаурахари, который всегда привязан к Своим преданным. Он ни кто иной, как Кришна, который пас в лесах коров, и похитил сердца Нанды и Яшоды.

(Шрила Нараяна Махарадж ведёт киртан:)

йашомати-нандана враджа-варо-нагара

гокула-ранджана канна
гопи-парана дхана мандана-манохара
калийа-дамана-видхана


Кришна – любимый сын Яшоды, и наивысший возлюбленный во Враджабхуми. Как Канна, он доставляет удовольствие Гокуле и является драгоценностью и смыслом жизни гопи. Он – неисправимый похититель сердец, победитель змея Калии.

Во время мангала-арати, гопи, особенно Лалита и Вишакха, совершают арати Радхе и Кришне. Яшода Ма делает это в 8 или 9 часов утра, прямо перед тем, как Кришна идет в лес пасти коров. Своим арати она отводит от Него всевозможные болезни и препятствия. Лалита и Вишакха совершают арати во время нишанты, конца ночи, и говорят Радхе и Кришне: «Вам надо расходиться по домам». Мы должны знать всё это.

Когда вы повторяете, у вас нет вкуса, и поэтому приходит сонливость. Но даже если вкуса нет, надо заставлять свой ум, говорить ему: «Я не буду тебя слушать. Я тебя проучу. Я завяжу свою шикху потуже, и уж тогда-то ты у меня попляшешь – будешь повторять!» Эта ситуация похожа на то, когда маленький ребенок не хочет есть, и мама заставляет его и так и эдак. И он все же ест. Таким же образом, вы должны заставить свой ум повторять, говоря ему: «Тебе придется повторять харинаму! Я не буду тебя кормить, если утром ты не прочитаешь 16 кругов за один присест».

Мы стараемся читать более 22 кругов утром за один присест. Вы должны говорить своему уму: «Я не буду тебя ни кормить, ни поить, если ты не будешь читать джапу. Я знаю, что ты – негодяй, поэтому я тебе покажу!». Вы увидите, как в результате через несколько дней появится ручи (вкус) и все проблемы уйдут. Тогда, за один присест вы сможете повторять один лакх (64 круга) харинамы. Не надо будет бродить туда-сюда, делать то одно, то другое. Уйдет сонливость и лень.

В промежутках между харинамой вы можете спеть:

хе кришна! каруна-синдхо! дина-бандхо! джагат-пате!

гопеша! гопика-канта! радха-канта! намо’сту те


Я предлагаю свои бесчисленные пранамы Тебе, о Кришна! Ты – океан милости, друг падших, господь творения, и повелитель пастухов! Ты – гопи-канта, возлюбленный гопи, но прежде всего, Ты – Радха-канта, возлюбленный Шримати Радхики!

тапта-канчана-гауранги! радхе! вриндаванешвари!

вришабхану-суте! деви! пранами хари-прийе!


О, Гауранги, чей цвет кожи подобен расплавленному золоту! О Радхе, царица Вриндавана! О дочь Вришабхану Махараджа! О Деви! О драгоценность Хари! Пранамы тебе вновь и вновь!

Повторяйте в таком настроении, и у вас выступят слёзы: «О Радхе! О Кришна! О Харинама, ты – Сам Кришна! О, Радхика, Ты Сама – Харе!». Сидите ровно, и иногда плачьте. Тогда для сна не будет места. Также, иногда, во время харинамы повторяйте:

бхаджами радхам аравинда нетрам

смарами радхам мадхура-смитасйам
вадами радхам каруна-бхарадхам
тато маманйасти гатир на капи


Я поклоняюсь лотосоокой Радхе, я памятую о Радхе, чья улыбка сладостна, и я говорю о Радхе, тающей от сострадания. Для меня больше ничего не существует. Она – моя жизнь и душа. (Шри Стававали, Вишакханандадабхих стотрам 131)

Где сон? Где Кама, кродха, лобха, мада, и матсарья (алчность, злость, жадность, гордость, иллюзия и зависть)? Они исчезнут. Иногда вы можете сказать: «Такого грешника как я – не сыскать во всем мире. Нет никого несчастнее меня. Ты даешь все, но я настолько неудачлив, что понятия не имею о Твоей милости». Иногда можно повторять:

намнам акари бахудха ниджа-сарва-шактиш

татрарпита нийамитах смаране на калах
етрадриши тава крипа бхагаван мамапи
дурдаивам идришам ихаджани нанурагах


О, Бхагаван! Твое святое имя дарует все блага живым существам. Поэтому, на благо всех джив, Ты вечно даруешь Свои бесчисленные имена, такие как Рама, Нараяна, Кришна, Мукунда, Мадхава, Говинда и Дамодар. Ты снабдил эти имена всем могуществом. По беспричинной милости, Ты даже не ввел никаких ограничений на повторение и памятование этих имен. Тем не менее, я настолько неудачлив из-за совершенных мною оскорблений, что не имею никакой привязанности к Твоему святому имени, которое так легко достижимо и наделяет благом. (Шри Шикшаштакам, 2)

Запомните значение этой шлоки, и плача, молитесь:

найанам галад-ашру-дхарайа

ваданам гадгада-руддхайа гира
пулакаир ничитам вапух када
тава нама-грахане бхавишйати


О, Прабху! Когда из моих глаз польются слёзы? Когда же мой голос задрожит? И когда же вздыбятся волоски на моём теле, когда я буду в экстазе повторять Твоё святое имя? (Шри Шикшаштакам, 6)

Когда вы будете плакать таким образом, разве останется место для вожделения, злости, жадности и т.д.? Они все исчезнут, и не будет ни лени, ни сна, ни других материальных препятствий. Вы сможете повторять Харе Кришна часами. Проверьте лично, на себе. Через некоторое время вы увидите, что Парам Пуджьяпад Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж пришел, чтобы дать это настроение, и оно придет автоматически. Это сознание Кришны. Сознание Кришны не для того, чтобы кем-то управлять – оно для того, чтобы управлять своим умом. Не пытайтесь никого контролировать, старайтесь контролировать лишь свой негодный ум. Никого не критикуйте. Выражайте другим почтение, думая: «Они все более продвинуты, чем я. Я самый никчемный». Критикуйте свой ум и свою греховную деятельность. Повторяйте Харе Кришна в таком настроении.

Вы можете также думать: «Где мои слёзы? Почему моё сердце не тает? Оно тверже камня и железа. О, Нама, ты мое единственное спасение, а я всё думаю: «Я такой продвинутый Вайшнав, или даже Гуру; теперь я ачарья, я могу всеми командовать». О, что же мне делать?

йугайитам мимисена чакшуша правришайитам

шунйайитам джагат сарвам говинда-вирахена ме

О, сакхи! В разлуке с Говиндой даже мгновение кажется тысячелетием. Слёзы начинают струиться из моих глаз как дождь из облаков, и весь этот мир кажется напрасным. (Шри Шикшаштакам, 7)

Вы можете думать: «У меня нет этого настроения, но я хотел бы следовать ему. Я хочу иметь это настроение – жажду следовать чистым преданным линии Шрилы Рупы Госвами». Затем, повторяйте, думая:

ашлишйа ва пада-ратам пинашту мам

адаршанан марма-хатам кароту ва
йатха татха ва видадхату лампато
мат-прана-натхас ту са эва напарах


Пусть Кришна крепко обнимет эту служанку, которая привязана к служению Его лотосным стопам, и так сделает меня Своим приближенным. Или пусть Он разобьёт моё сердце своим отсутствием. Он может делать всё, что Ему вздумается. Если даже Он будет танцевать с кем-то другим прямо передо мной, Он всё равно останется моим Прананатхом. Мне больше никто не нужен. (Шри Шикшаштакам, 8)

Кто это говорит? Шримати Радхика. Шри Чайтанья Махапрабху рассказывает весь Шикшаштакам, и только очень редкие Вайшнавы – истинные Вайшнавы – могут донести все эти впечатления в ваши сердца. Такие личности и есть настоящие шикша-гуру.

Мы должны знать всё – как совершать бхаджан, арчану, предлагать, как делать всё это систематически, с помощью мантр. Если мы не читаем соответствующие мантры, мы не будем прогрессировать.

В Бхакти-расамрита-синдху-бинду утверждается, со ссылкой на пураны, что если вы не практикуете вайдхи-бхакти правильно, с соответствующими мантрами и так далее, то бхога не будет предложенной, а арати не свершится. 
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий