вторник, 27 марта 2012 г.

Шьямананда и браслет Радхарани



Шьямананда и браслет Радхарани

(глава из книги Сатьяраджа даса "Жизнь вайшнавских святых")


Шьямананда прабху – младший современник Нароттама даса Тхакура и Шриниваса Ачарьм, вместе с которыми он распространял сознании Кришны в Бенгалии и Ориссе. (Этом происходило во второй половине шестнадцатого века). Этот отрывок относится к тому периоду жизни Шьямананды, когда он вместе с Нароттамом и Шринивасой жил во Вриндаване, обучаясь у Шрилы Дживы Госвами. История эта рассказывает о том, как Дукхи Кришнадас (так звали Шьямананду в то время) получил своё новое имя.
Браслет с ноги Радхики

Во Вриндаване, в Калпа-кунджа Кутире вечно происходит экстатический танец раса-лила Шри Шри Радхи и Кришны. Те, кто не обладает необходимыми духовными качествами, не могут увидеть эту реальность, даже если придут на то же самое место, где происходит это божественное событие. Однако такие совершенные преданные, как Дукхи Кришнадас, видят эту духовную реальность многомерного мира во всей её славе.

Однажды, когда Радха, Кришна и гопи наслаждались раса-лилой, Они впали в состояние особого экстаза. Ритм музыки и танца и царившая там атмосфера создавали непередаваемые чувства. Это ещё больше вдохновляло танцоров. Гопи двигались под ритм движения сердца Кришны, кружа вокруг Радхи и Кришны и играя на различных инструментах. Они то вбегали, то выбегали из неистового танца Радхи и Кришны. Скоро хоровод начал двигаться так бурно, что Радха потеряла Свой нупур (ножной браслет). Никто не заметил, как это случилось. На самом деле, Радхика специально сделала это, чтобы оказать особую милость Кришнадасу.

На следующие утро Кришнадас как всегда пришёл подметать в Калпа-кунджа Кутире и нашёл под деревом золотой браслет. Он был ошеломлён красотой браслета. Кришнадас сразу понял, что это украшение из другого измерения – из мира Радхики. Вся кунджа озарилась сиянием, исходившим от этого браслета. Кришнадас почтительно приложил его к голове. В этот момент он проявил все признаки духовного экстаза. Волосы на его теле встали дыбом, и он начал обильно потеть. Он заплакал и почувствовал, как его наполняет ощущение счастья. Охваченный божественной любовью, он прижал браслет к сердцу и потерял сознание.

Лалита-деви

Прошло довольно много времени. Дукхи Кришнадас пришёл в себя и начал звать Радху и Кришну. Как гопи, обезумевшие от любви, он бегал туда-сюда и искал Радху и Кришну. В отчаянии он снова кричал: "Где Радха? Где Кришна? Я должен найти их". В конце концов, он пришёл в себя, повязал браслет вокруг шеи и стал продолжать уборку кунджи. И затем, боясь, что кто-нибудь может украсть у него браслет, он закопал его в потайном месте. Между тем, Радха, войдя к себе и комнату, заметила, что браслета нет. Думая (зная!), что Она могла обронить его в кундже, Она попросила Свою подругу Лалиту поискать его там.

Приняв облик старой женщины, Лалита-сундари побежала в кунджу, чтобы исполнить просьбу Радхики. Там она сразу увидела Кришнадаса и спросила как его зовут.

"Меня зовут Дукхи Кришнадас," — ответил он. "Скажи, пожалуйста, — попросила Лалита, — не видел ли ты браслет моей невестки? Она очень беспечна и иногда, когда я посылаю её за водой на Ямуну, она что-то теряет. Ей ничего нельзя доверить. Не находил ли ты ее браслет? Я дала бы тебе за него награду".

"Скажите мне честно, — с большим подозрением спросил Дукхи Кришнадас, — как вас зовут, и где вы живёте?"

"Меня зовут Радха-даси, — ответила Лалита, скрывая своё настоящее имя, — я из семьи брахманов Канодж из Враджи".

Услышав это, Кришнадас признался: "Да, я нашёл браслет. Но он не может принадлежать вам. Это браслет Шри Радхики. Я уверен в этом потому, что как только я коснулся его, то почувствовал, как будто нахожусь в океане любви к Богу. Сердце моё наполнилось чи¬стой преданностью, и я потерял сознание. Ни один обычный браслет не мог сделать такого".

"Послушайте, — продолжал Кришнадас, — я отдам вам браслет, если он действительно ваш, но вы должны доказать это. Давайте сходим в вашу деревню и покажем браслет соседям. Если они подтвердят, что он ваш, я отдам его без дальнейших вопросов".

Когда Лалита услышала это, она забеспокоилась и созналась: "Ты прав, я хотела обмануть тебя. Браслет действительно принадле¬жит Шримати Радхарани. Она очень довольна тобой, как и я. Поэтому проси, чего хочешь, и все исполнится. Затем я верну браслет Радхике, и она будет очень благодарна, что ты нашел его".

"Шьямананда"

Кришнадас не хотел ничего для себя. "О, Тхакурани, — сказал он, — вы должны открыть мне свой истинный облик. Я могу просить благословения только зная, кто вы". Отведя Кришнадаса в уединенное место, она открыла ему свое настоящее имя — Лалита-сундари — и рассказала, какое служение выполняет для Радхики. Однако она не сменила образ старухи, а, наоборот, предостерегла его: "Послушай, Дукхи Кришнадас, ты хочешь увидеть мой истинный духовный облик, но если я раскрою его тебе, ты не сможешь это¬го выдержать".

"По вашей милости возможно всё. Если вы даруете мне способность выдержать это, я выдержу", — возразил Кришнадас.

Так ей пришлось уступить его сильному желанию и раскрыться. Сначала она попросила его закрыть глаза, а через несколько мгновений разрешила взглянул, на Свою божественную форму. Лицезрея несравненную красоту Лалиты-сундари, Дукхи потерял сознание, и изо рта у него пошла пена. Когда Дукхи пришёл в себя и склонился со слезами любви к ее столам, она успокоила его ласковыми словами. Затем Лалита-сундари поставила ногу ему на голову, и он насладился пылинками, которые упали с Ее пальцев. Полностью подчиненный духовной энергии, Кришнадас не мог говорить, а лишь плакал. Теперь Лалита снова предложила ему благос-ловение.

"Чего мне еще просить!" — удивился Кришнадас. — Мое единственное желание служить Радхе и Кришне под твоим руководством".

Лалита улыбнулась, видя решимость юного Кришнадаса. "Ты, конечно, получишь общение с Радхой и Кришной, но не сможешь служить Им в этом теле. Ты должен подготовить свой ум (манаса-сева) к близкому служению Шри Радхе. Тогда ты сможешь прийти в кунджу с Рупой Манджари и лично увидеть раса-лилу Радхи и Кришны и узнаешь, кто есть кто на самом деле. Это и есть самоосознание. А пока продолжай служить Дживе Госвами в этом теле и не прекращай свое служение в кундже. В должное время ты получишь совершенное тело (сиддха-деха)". Вместе с этим советом она дала ему и тайную мантру, которую повторяет сама, чтобы все время видеть образ Радхики.

Кришнадас отвёл её в кунджу, к тому месту, где закопал браслет. Железная лопата, которой он закапывал браслет, превратилась в золотую, и он откопал его этой же лопатой. Затем он приложил его к своей голове, простёрся перед прекрасной Лалитой и изящно положил браслет ей в руку. Отдав Лалите бесценное украшение, он удивился: она сначала приложила браслет к его собственной голове с мистическими жестами. Лалита произнесла: «Пусть прикосновение стоп Радхики запечалится на твоей голове". Неожиданно у него на лбу появились две вертикальные линии, а от кончика браслета посередине осталась точка.

"С этого момента, — сказала Лалита, — твое имя — Шьямананда, потому что ты доставил наслаждение (ананда) Радхе (Шъяме), возвратив Её браслет. Теперь возвращайся в кунджу, но никому не рассказывай о том, что произошло, кроме Дживы Госвами".

Охваченный любовью, Шьямананда снова поклонился ей, а поднявшись, обнаружил, что Лалита уже исчезла в кундже. Он начал искать ее: "Где прекрасная Лалита, служанка Радхарани? Куда она делась?". Но все было бесполезно.

Вскоре он встретил Дживу Госвами и пал к его стопам. Когда Шри Джива увидел блаженство в глазах Шьямананды и новый золотистый оттенок его кожи, полученный благодаря общению с золотой Лалитой, он, естественно, спросил: "Где ты был, и почему твоя кожа так светится?".

Шьямананда отвечал: "Мой господин, я был в Канака-кундже и там получил всю полноту милости Шри Гуру. Только благодаря такой милости можно получить то трансцендентное сокровище, которое мне открылось".

Джива Госвами заметил прекрасную лопату, которую Шьямананда держат в руке, обернув куском ткани. Он начал подозревать, что произошло что-то действительно необычное. "А что за странная тилака у тебя на лбу? Мой дорогой Кришнадас, меня не проведёшь. Я вижу, что ты получил особую милость Кришны, а возможно и Шри Радхи. Твое тело проявляет признаки экстаза, а из глаз льются слезы любви... Пожалуйста, расскажи мне об этом трансцендентном случае".

Поскольку Лалита-деви разрешила рассказать обо всем Дживе Госвами, Шьямананда рассказал всё, что произошло, но попросил Дживу никому не раскрывать этой тайны. Шьямананда просил просто говорить тем, кто будет спрашивать, что "всё произошло по милости гуру". Так как это было желание Лалиты, Джива Госвами подчинился, и жители Вриндавана узнали новое имя Кришнадаса — "Шьямананда", а новую тилаку они назвали "Шъямананди" или "Крипабинду". Но только Шри Джива и Шьямананда знали тайну его имени.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий