воскресенье, 25 декабря 2011 г.

Совершенное общество

Сложные социальные структуры, описанные в ведической литературе, позволяют говорить о высокоразвитой цивилизации, уроки которой актуальны и для современного мира, страдающего от общественной напряженности, безработицы и краха института семьи.
 
Четыре профессиональных сферы и четыре уклада жизни составляют основу ведического общества. Внутри этих восьми социальных институтов наблюдаются тонкие и явные градации, что позволяло каждому члену общества занять естественное положение и зарабатывать на жизнь честными способами. Основным требованием к членам такого сообщества было отсутствие зависти. В соответствии с философским взглядом на мир, каждому в этой жизни уготована своя доля счастья и страданий. Богатства, почет и другие блага не считались в ведическом обществе необходимым составляющим счастливой жизни, но рассматривались как некий знак благосклонности высших сил. Атмосфера взаимопомощи и, в первую очередь, взаимопонимания, царившая в таком обществе, позволяла его членам жить мирно и больше времени уделять духовному развитию.

Материальное и духовное очень четко разделялись в ведическом обществе. Отсутствие роскоши не было препятствием для образования и духовной практики, равно как и богатство не было признаком возвышенного характера. Основой всего были дух и буква Вед. Поскольку ведическое знание передавалось через брахманов, то они и считались учителями всех остальных социальных слоев общества. Чтобы называться брахманом, недостаточно было родиться в семье брахманов. Это подобно тому, как человек становится врачом, пройдя университетский курс. Никто не станет лечиться у неграмотного человека только потому, что он родился в семье врачей. Подобным же образом, пройдя необходимый курс обучения, человек мог стать брахманом. Тот же самый принцип действовал в отношении других трех профессиональных сословий: управленцы и военные (кшатрии), торговцы и хлебопашцы (вайшьи) и наемные рабочие, слуги и помощники (шудры).

Предпосылки для профессиональной ориентации

В свете учения Вед о гунах материальной природы, профессиональные сферы так же делились по силе влияния той или иной гуны природы на индивидуум. Такого рода влияния формировали определенные качества, которые были необходимы для овладения той или иной профессией. Умиротворенность, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность - таковы природные качества человека, необходимые для того, чтобы стать брахманом. Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага, щедрость и умение вести за собой - все это природные качества кшатриев, необходимые им для исполнения своего долга. 
Склонность к земледелию, защите коров и торговли - таковы занятия, соответствующие природе вайшьев, а физический труд и служение другим - естественные занятия шудр.

Брахманы поддерживают существования, получая пожертвования от кшатриев и вайшьев. Кшатрии живут за счет налогов, вайшьи - за счет торговли, а шудры - получая вознаграждение за свой труд. В обязанности брахманов входит обучать других, учиться самому, совершать жертвоприношения, принимать и раздавать богатства, а также давать советы правителям. Кшатрии были обязаны следить за порядком в государстве, раздавать богатства (но никогда ничего не принимать в качестве пожертвования), взымать налоги, а также защищать своих подданных. Вайшьям в первую очередь предписывалось заботиться о коровах. В Ведах корова названа матерью человечества, поскольку из молока коровы, помимо вкусных и питательных блюд, готовилось топленое масло, незаменимое в ведических жертвоприношениях. Жертвоприношения считались основой процветания общества. Это великая наука, забытая в наши дни. Впрочем и в наше время можно проводить одно простое и недорогостоящее жертвоприношение - санкиртану. Санкиртана - это воспевание святых имен Бога. В Индии имена Бога издревле воспевают в форме священных мантр, повторяющихся звуков, призванных очистить разум и жизнь человека. Из Вед мы знаем одну мантру, называемую маха-мантрой, "великой песней освобождения": Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Повторять эту мантру в наш век по милости Шри Чайтаньи Махапрабху могут все, независимо от своей профессии или жизненных устремлений.

Секрет ведической культуры - в том, что она позволяет совместить несовместимое: духовные и материальные цели. Буква Вед неотлична от дыхания самого Нараяны (еще одно имя Бога, "высший среди всех"). Следуя Ведам, человек может удовлетворить все свои желания и в конце концов достичь просветления, посвятив себя исключительно духовной практике. Для постепенного развития духовных качеств Веды рекомендуют предерживаться системы ашрамов, укладов жизни, предназначенных для того или иного возраста, темперамента и желаний человека.

Ашрамы как система баланса между духовным и материальным
 
Жизнь человека делится на четыре промежутка. Это: 1) взросление и обучение; 2) исполнение своих желаний и материальное развитие; 3) отход от дел и оценка своей жизни; 4) погружение в духовные практики и подготовка к следующей жизни.

Первый этап, называемый на санскрите брахмачарья, продолжался в среднем до 25 лет. В ведической культуре не разрешалось вступать в половые отношения до начала семейной жизни. Основным занятием юношей и девушек до этого времени было обучение, как материальное, так и духовное. Материальное обучение заключалось в овладении навыками будущей профессии, а духовное - в совершении аскезы, необходимой для обуздания чувств и, в первую очередь, ума. Ум является центром деятельности чувств, и необузданный ум - причина всех страданий. Необузданный ум - это ум, поглощенный размышлениями о богатстве, половых утехах и т.п. В "Шримад-Бхагаватам" великий преданный Господа, Прахлада Махарадж, говорит, что всем в свое время приходит счастье, так же как всем в свое время приходят нежданые несчастья. Никто не зовет беду в свой дом, но иногда она приходит к нам. Так же приходит и счастье. Прахлада Махарадж хотел сказать, что нет смысла погружаться в мечты о богатстве и прекрасных женщинах, поскольку это нерациональное использование ресурсов нашего сознания. Все, что происходит с человеком, происходит по высшей воле. Исполняя свой профессиональный долг, человек не навлекает на себя греха. Однако, поддавшись бесплодным грезам о богатстве, человек порой начинает совершать глупости, которые, по закону кармы, приведут его к несчастью. 

Материальные потребности общества и индивидуума можно и нужно было реализовывать во второй стадии жизни - семейной. В Ведах существовали правила, регулирующие половые отношения в семье. Даже в семье не рекомендовалось вовлекать себя в безудержное наслаждение плотскими утехами. Смыслом семьи было рождение и воспитание здравомыслящих членов общества, способных принести обществу мир и процветание. К сожалению, эта наука неизвестна современному человеку, поэтому наше западное общество раздираемо всевозможными бедами, а институт семьи переживает свой закат. В ведической культуре позволялась полигамия; так женщины всегда были под защитой. В Ведах ("Ману-самхита") сказано, что женщина всегда должна находится под опекой либо отца, либо мужа, либо сына. Опека не подразумевала ограничение прав и свобод женщины. Однако под эгидой свободы никогда не проповедовались свободная "любовь", эксплуатация дешевого женского труда (как это практиковалось во многих странах мира) и т.д. Злоупотребления в области ведического брака привели к тому, что сейчас в Индии женщины либо страдают от фанатичного следования многим правилам и предписаниям, либо пускаются во все тяжкие, только чтобы не зависеть от мужчин. И то, и другое - неестественное положение для женщины, и остается только надеятся, что когда-нибудь подлинная ведическая культура станет эталоном для семейных отношений.

Прожив пятьдесят лет, человек должен был начать готовиться к следующей жизни. Тема смерти никогда не была табу в ведическом обществе и семье. Достигнув этого возраста, мужчина передавал свои дела сыновьям и вместе с женой отправлялся в паломничество по святым местам. В этих местах они встречались со святыми, жившими там, и так прогрессировали в духовной жизни. Отход от дел в ведическом обществе всегда подразумевал духовное развитие, постижение тонких сфер бытия и проникновение в духовную реальность. Именно в этом Веды видят смысл жизни - в духовном совершенстве. Путь к этому совершенству открыт для каждого, независимо от его материальных достоинств.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий