среда, 14 декабря 2011 г.

Лекция на день ухода Шрилы Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупады

А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
(9 декабря 1969 г., Лос Анджелес)

(Прабхупада ведет киртан)

Прабхупада: Харе Кришна. Давай. Я думал “Где Джайананда?” и теперь он тут же пришел. (кто-то приносит какое-то подношение и Шрила Прабхупада говорит отдать его его Гуру Махараджу). Позаботься  о том, чтобы не упало.(пауза). Хорошо.

Итак, сегодня день ухода моего Гуру Махараджа. Как я говорил вам: садхур дживо ва маро ва.



Есть одна хорошая история, недавно я рассказывал вам о том как один мудрец давал различные благословения различным людям. Итак, сыну царя, принцу, он дал такое благословение: раджа-путра чирам джива: "Ты сын царя, принц. Живи вечно".

И муни-путра, сын святого, он дал ему такое благословение: ма джива ма джива: "Умри". Раджа-путра чирам муни-путра ма джива. И садху, преданный, он благословил его: джива ва мара ва: "Ты можешь жить или умереть, как пожелаешь". И был также мясник, он благословил его: ма джива ма мара: "Не умри, не живи". И эти слова очень важны.

Это я уже объяснял и всё равно я объясню еще раз. Принц, он занимается наслаждением чувств, и это всё. У него было достаточно средств для того, чтобы наслаждать чувства. И его жизнь подобна аду. Потому что если вы сильно погружены в сексуальную жизнь, то Кришна даст возможность заниматься сексом три раза в час, как, например, это делают голуби, обезьяны, воробьи, у них очень активная половая жизнь. Вы видели это. Итак возможность дана. Итак, люди этого царского сословия, они сремятся к наслаждению чувств. И он дал ему благословение: "Лучше живи вечно, потому что после смерти, ты не знаешь, что случится с тобой. Ты попадешь в адские условия существования. Продолжай наслаждаться". 

И муни путра ма джива. Брахмачари, работает под руководством духовного учителя, придерживаясь строгой дисциплины, он получил такое благословение: ма джива. "Лучше умри. Потому что ты настолько подготовлен войти в царство Бога, и почему ты должен испытывать столько беспокойств? Лучше умри и возвращайся обратно к Богу". Ма джива. 

И преданного он благословил: джива ва маро ва: "Мой дорогой преданный, живи или умри, для тебя нет никакой разницы". И мясник, он благословил его: ма джива ма мара: "Не живи, не умирай". Что ему делать? Условия его жизни настолько отвратительны. С самого утра ему нужно убивать так много животных, видеть кровь, ужасные сцены. Таким образом он зарабатывает себе на жизнь. Какая ужасная жизнь. Итак  "Не живи. И также не умирай". Потому что после смерти он отправится в настолько отвратительные условия существования, что это даже невозможно описать. Итак, и настоящие условия существования и условия существования после смерти - ужасны.

В любом случае, в отличие от других людей, преданный воспринимает явление и уход как находящиеся на одном уровне.

Например, когда мой духовный учитель появился в Джаганатха Пури. Он был сыном очень важного правительственного служащего, Бхактивинода Тхакура. Он был мировым судьей, правительственным служащим. В те дни мировой судья считался очень важным должностным лицом в правительстве, практически на том же уровне как и губернатор (правитель). И Бхактивинода Тхакур отвечал за всё происходяще в храме Джаганатхи. Так всё устроено в Джагантха Пури. Менеджер храма является местным мировым судьей. Однажды проходил фестиваль Ратха-ятры и колесница проезжала мимо дома Бхактивинода Тхакура. Бхактивинода Тхакура звали Кедаранатха Датта. Когда он был мировым судьей он был известен под именем Кедаранатх Датта. И колесница остановилась перед его домом, и в это время мать Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, тогда он был еще ребенком, появилась там держа его на руках. Мать воспользовалась возможностью и поднялась на колесницу. Она была женой мирового судьи, поэтому у нее была экая возможность. Люди немедленно уступили ей дорогу, чтобы она могла взойти на колесницу и положить ребенка у лотосных стоп Джаганатхи. И там было много гирлянд. Одна гирлянда упала на него, Бхактисиддханту Сарасвати, это было благословение. Это было одно из... Было много других таких случаев.

Когда ему было два или три года, он съел манго, который был оставлен для предложения Божествам. Его отец немедленно отчитал его: "Ты поступил очень неправильно. Это предназначалось для Божества, а ты взял это. Ты не должен был этого делать". Ребенку было два или три года. Он воспринял это очень серьезно и больше никогда после этого не ел манго. Когда бы ему ни предлагали манго, он говорил: "Нет, я оскорбитель. Я не могу есть манго". Он думал таким образом. Он никогда в своей жизни больше не ел манго. Он думал: "Будучи ребенком я совершил оскорбление, взяв манго, предназначавшееся Божеству".

Таковы качества ачарйи. Они учат своим жизненным примером тому, что человек должен быть настолько решителен, что не должен... Ребенок взял манго, в этом не было оскорбления. Но он взял на себя этот обет.

Другой пример, свидетелем которому был я сам. В то время мы тоже были молодыми людьми, и один из моих братьев в Боге, его звали д-р Оул Бихари Капур... Теперь он отстранился от дел  и живет во Вриндаване, в последний раз я видел его там. Он тоже был молодым человеком и его жена тоже была молода. Итак, мы сидели вместе, разговаривали с Гуру Махараджем, и девушка сказала: “Мой дорогой учитель, я хочу поговорить с вами”. И Гуру Махараджа сказал: “Да, ты можешь сказать всё, что ты хочешь мне сказать”. Она ответила: “Я хочу говорить с вами наедине, не при всех”. Гуру Махараджа сказал: “Нет. Я не могу говорить с тобой наедине. Ты можешь говорить в присутствии всех других моих учеников”. Даже не смотря на то, что эта девушка была для него по возрасту как внучка, он отказался говорить с молодой женщиной в уединенном месте. Таковы примеры из его жизни.

Он был акханда брахмачари. У Бхактивинода Тхакура было много других сыновей  и он был пятым сыном. И некоторые из его братьев тоже не женились. И мой Гуру Махараджа тоже не женился. С самого детства он был строгим брахмачари, Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Махараджа.

Он принял на себя много суровых епитимий для того, чтобы начать это движение, всемирное движение. В этом заключалась его миссия. Бхактивинода Тхакур хотел, чтобы он сделал это. В 1896 году Бхактивинода Тхаукра, желая распространить это движение сознания Кришны, послал на запад книгу “Шри Чаитанйа Махапрабху, Его жизнь и наставления”.

К счастью это был как раз год моего рождения и позже Кришна устроил так, что мы встретились с моим духовным учителем. Я родился в одной семье, мой Гуру Махараджа родился в другой семье. Кто мог предполагать, что я найду у него прибежище? Кто мог предполагать, что я приеду в Америку? Кто мог предполагать, что вы американские юноши придете ко мне? Всё это устроил Кришна. Мы не можем понять как всё происходит.

В 1936-ом... Сегодня 9 сентября, 1968 год. Это означает 32 года назад. Я занимался в Бомбее бизнесом. Неожиданно, примерно в этот же день, 9 или 10 декабря. В это время мой Гуру Махараджа был немного болен, он находился в Джаганатха Пури, на берегу моря. Я написал ему письмо: "Мой дорогой учитель, Твои другие ученики, брахмачари, санйаси, оказывают Тебе непосредственное служение. Я - домохозяин. Я не могу жить рядом с Тобой, я не могу хорошо служить Тебе. Я не знаю как я могу служить Тебе?" Простая мысль, я думал о том как служить ему: "Как я могу служить ему должным образом?" Он написал мне ответ 13 декабря 1936 года. В письме он написал: "Мой дорогой такой-то такой-то, я был очень рад получить Твое письмо. Я думаю, что Ты должен попытаться распространить наше движение в Англии". Таково было содержание его письма. "Это будет благоприятно как для Тебя так и для людей, которые будут помогать Тебе". Это было его наставление.

И после этого в 1936 году, 31 декабря - это означает, что письмо было написано как раз за две недели до его кончины - он ушел. Но я воспринял это указание моего духовного учителя очень  серьезно, но я не думал, что я должен буду сделать то-то и то-то. Я был в то время домохозяином. Но это устроил Кришна.

Если мы серьезно пытаемся служить духовному учителю, выполнять его указания, тогда Кришна даст нам все возможности. Таков секрет. Хотя у меня не было для этого возможности, меня не смущало это. Я  воспринял это немного серьезно,  занявшись изучением комментариев Вишванатхи Чакраварити Тхакура на Бхагавад-гиту.

В Бхагавад-гите есть стих:
вйавасайатмика буддхир  экеха куру-нандана
/БГ 2.41/

В комментарии к этому стиху Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит о том, что мы должны принимать слова духовного учителя как нашу жизнь и душу. Мы должны пытаться выполнять наставление, конкретное наставление духовного учителя с большой непреклоностью, не заботясь о личной выгоде или потерях.

И я попытался немного действовать в этом духе. И он дал мне все возможности служить ему. Всё пришло к тому, что в таком пожилом возрасте я должен был приехать в вашу страну, и вы также восприняли это движение очень серьезно и попытались понять его. Теперь у нас появилось несколько книг. Это небольшая основа для этого движения.

Итак, в этот день ухода моего духовного учителя я попрошу вас выполнить то же самое наставление, мою волю, точно также как я пытался выполнить его волю. Я старый человек, я тоже могу уйти в любой момент. Таков закон природы. Никто не может воспрепятствовать этому. И в этом нет ничего удивительного, но я обращаюсь к вам в этот благоприятный день ухода моего Гуру Махарджа - по крайней мере попытайтесь в какой-то степени понять суть движения сознания Кришны. Вы должны пытаться развивать его. Люди страдают из-за недостатка такого сознания. Мы ежедневно молимся преданным:

ванчха-калпатарубхйаш ча
крипа-синдхупйа эва ча
патитанам паванебхйо
ваишнавебхйо намо намах

Вайшнав, преданный Господа, он живет ради блага других людей. Вы знаете  - большинство из вас относится к христианской традиции -  что Иисус Христос говорил, что пожертвовал собой за искупление ваших грехов. Такова решимость преданного Господа. Они не заботяться о  собственных удобствах. Поскольку они любят Кришну или Бога, поэтому они любят всех живых существ, ведь все живые существа находятся в определенных взаимоотношениях с Кришной. Вы должны учиться действовать подобным образом.

Это движение сознания Кришны предназначено для того, чтобы люди могли становиться вайшнавами, испытывающими сострадание к страдающему человечеству. И это сострадание к человечеству можно понимать по разному.  Кто-то полагает, что человечество страдает от телесной концепции жизни. Кто-то пытается открыть госпиталь, чтобы помочь больным, кто-то пытается распределять пищу в бедных странах или в местах, где у людей мало денег. Всё это, конечно, очень хорошо, но в действительности человечество страдает из-за недостатка сознания Кришны.

Страдания тела временны, по законам природы от них невозможно избавиться. Предположим, вы распределяете пищу в какой-то бедной стране, это не означает, что таким образом можно решить все проблемы. Истинная благотворительная деятельность - это пробудить в каждом человеке сознание Кришны. Как только человек приходит к сознанию Кришны...

Приведу тот же самый пример, я давал его много раз - сын богатого человека слоняется без дела по улице, забыв, что у его отца есть богатство и собственность. И кто-то из симпатии к нему дает ему какую-то пищу. Но другой человек подходит к нему и говорит: “Мой дорогой мальчик, я знаю тебя. Ты - сын такого-то и такого-то богатого человека. Почему ты слоняешься без дела на улице? Пойдем, я отведу тебя к твоему отцу”. Итак, если этот джентельмен отведет этого слоняющегося без дела мальчика к его отцу, то отец будет обрадован и мальчик получит в наследство собственность своего отца, и все проблемы его жизни будут решены. Это грубый пример.

То же самое  - все живые существа, они слоняются без дела в этой вселенной в различных телах, на различных планетах с незапамятных времен, не зная о том, что сам он относится к царству Бога, что он непосредственный сын Кришны, Бога, что Кришна - владелец всего, и что он может наслаждаться собственностью отца, и что так автоматически решаются эти проблемы  материальной обусловленной жизни.

Если вы, например, становитесь богатым человеком, если в вашем распоряжении оказывается миллион долларов, тогда вы автоматически избавляетесь от вашей бедности. Подобным образом, если вы становитесь сознающим Кришну и действуюте соответствующим образом, тогда все проблемы материальной обусловленной жизни решены. Итак, это такое прекрасное движение.

ахам твам сарва-папебхйо
мокшайишйами ма шучах

/БГ 18.66/

Господь говорит в Бхагавад-гите: люди страдают из-за греховной деятельности. Невежество. Невежество - причина греховной деятельности.

Приведем пример с человеком, который чего-то не знает. Предположим иностранец, как я, приезжает в Америку и он не знает, что в вашей стране, например, машину водят с правой стороны; в Индии, это я наблюдал также в Лондоне, - машину водят по левой стороне улицы. Итак, предположим, этот человек не знает, что машину водят по левой стороне улицы и он становится причиной аварии, его арестовывает полиция. И если он говорит: "Сэр, я не знал, что здесь машину водят по левой стороне улицы", - это не оправдывает его. Он будет наказан по закону.

Итак, невежество или греховная деятельность есть причина нарушения законов. И как только  вы совершаете какое-то греховное действие, вы должны страдать. Весь мир находиться в невежестве и из-за невежества люди запутались в столь многих действиях и их последствиях, хороших или плохих.

В этом мире нет ничего хорошего; всё плохо. Мы только называем что-то плохим и что-то хорошим.

Здесь, читая Бхагавад-гиту, мы можем понять, что это место
духкхалайам ашашватам
/БГ 8.15/

Это место страданий. Итак, как вы можете говорить, находясь в жалких условиях существования, как вы можете говорить: "Это хорошо" или "Это плохо". Всё плохо. И те люди, которые не знают, что ведут материальную, обусловленную жизнь, они выдумывают что-то "Это хорошо, это плохо", потому что они не знают, что здесь всё плохо, нет ничего хорошего.

Человек должен очень пессимистично относиться к этому материальному миру. Тогда он может сделать продвижение в духовной жизни. духкхалайам ашашватам. Это место исполнено страданий и если вы будете изучать его аналитически, вы обнаружите, что это просто жалкие условия существования.

Поэтому вся проблема в том, что мы должны оставить нашу материальную обусловленную жизнь и, развивая сознание Кришны, мы должны пытаться возвысить себя на духовный уровень, и таким образом получить возможность попасть в царство Бога,

йад гатва на нивартанте  тад дхама парамам мама
/БГ 15.6/

из тех, кто попадает туда, никогда не возвращается в этот исполненный страданий мир. И это - высшая обитель Господа. Об этом пишется в Бхагавад-гите.

Это движение сознания Кришны авторитетно и имеет большое значение. Теперь, вы американские юноши и девушки, присоединившиеся к этому движению, пожалуйста, воспримите его более серьезно и в этом состоит миссия Господа Чаитанйи и моего Гуру Махараджа. И мы также пытаемся выполнить волю ученической преемствености. Вы должны действовать дальше и помогать мне таким образом.

У меня к вам есть просьба. Я уйду, но вы будете жить. Не переставайте развивать это движение и вы получите благословение Господа Чаитанйи и Его Божественной Милости Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады.

Спасибо вам большое.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий