пятница, 28 октября 2011 г.

Что такое сознание Кришны и как его обрести

Шрипад Бхактиведанта Неми Махарадж 
Днепропетровск, 
1 августа 2004 г.


Есть ли у Вас какие-нибудь вопросы?

Вопрос 1: Какова слава и суть садху-санги?

Очень важный вопрос. Это как мы можем подойти к потоку бхакти.

садху санга нама киртана бхагават шраван
матхур васа шри муртира шраддхая севан
(ШЧЧ 2.22.128)

Нужно общаться с преданными, повторять святое имя Господа, слушать Шримад Бхагаватам, жить в Матхуре, с верой и почтением поклоняться божествам. Эти 5 анг очень очень важны.

Но на первом месте стоит садху-санга-она очень и очень важна, все остальные составляющие зависят от нее. Таким образом, мы должныи глубоко понять что она из себя представляет. Я собираюсь посвятить значительную часть времени моего пребывания здесь этой теме.


Вопрос 2: Многие преданные помимо сознания Кришны также интересуются другими движениями например Блаватской , Рерихами и т.д. Как им помочь?

Гурудев помогает нам прийти к лотосным стопам Хари, Кришны, а Вайшнавы помогают прийти нам к лотосным стопам Гурудева. Во-первых нужно иметь сильную веру в Гуру, гуру-ништху, и с этой точки зрения мы можем рассматривать все остальное, так как он наше убежище. Первый аспект преданного служения, который дал нам наш Шрила Рупа Госвами, это гурупадашрая-принять прибежище у лотосных стоп гуру, но если мы ставим Гурудева в один ряд с классиками других движений, то где наше прибежище? Но мы должны мыслить широко. Нет смысла в том чтоб пытаться решать за других людей и контролировать их, мы должны контролировать свой ум, тогда мы естественным образом станем привлекательными. Но в действительности, мы не сможем его контролировать, если мы не находимся с Гурудевом, под его прибежищем. И тогда наше пребывание с Гурудевом будет привлекательным для всех остальных. Поэтому мы должны быть очень осторожны в том как мы убеждаем других. Если убеждать человека против его воли -он все равно останется при своем мнении. Поэтому глубокое осознание гуру-таттвы и садху-санга для нас очень важны.

Вопрос 3: Что такое милость Вайшнава и как ее обрести?

ванча калпха тарубхьяш ча крипа синдхубхья эва
ча патитанам паванебхьо вайшнавебхьо намо намаха

Гурудев подобен древу желаний.

нама чинтаманих кришнаш чайтанья раса виграхах
пурнах шуддхо нитья мукто бхиннатван намо-наминох


Святое имя Кришны исполнено трансцендентного блаженства. Оно дарует все духовные благословения, потому что это Сам Кришна, вместилище всего наслаждения. Имя Кришны совершенное и содержит в себе все трансцендентные вкусы. В этом имени нет ничего материального и могущество его не меньше, чем могущество самого Кришны. Имя Кришны не загрязняют материальные качества, потому нет речи о его связи с иллюзорной энергией. Имя Кришны всегда свободно и духовно, на него не влияют законы материальной природы. Причина этого в том, что имя Кришны и Сам Кришна - неотличны.
(ШЧЧ 2.17.133)

Имя Кришны это драгоценный камень, исполняющий желания. И Гурудев тоже. Но когда у нас есть какие-то духовные желания и материальные одновременно, то он удовлетворяет и наши смешанные желания. Шрила Прабхупада однажды сказал в одном комментарии - некоторые ученики Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура хотели получить большие храмы и они получили их, но они не получили проповедь. И так Гурудев удовлетворяет даже наши смешанные желания, но при этом обманывает в некоторой степени. В Шримад Бхагаватам сказано, что Кришна удовлетворяет материальные желания чистых преданных, но делает это таким образом, чтобы тот больше никогда не захотел их снова. Поэтому, если мы действительно хотим получить милость духовного учителя, мы должны понять в чем заключаются его наставления и каково его настроение и следовать ему и также общаться с преданными которые гораздо более продвинуты. Кто-то может подумать: “О, Гурудев хочет чтобы я проповедовал повсюду и не обращал внимания на садхану бхаджану. О Гурудев, могу я поехать туда и туда проповедовать?” И Гурудев разрешает: “Да да, конечно”. Однажды один русский преданный попросил спросить меня у Шрилы Гурудевы о божествах . Я спросил: “O Гурудев, здесь некоторые преданные хотят поклоняться божествам”. Oн ответил: “Да да, конечно”. Но я спросил: “O гурудев, это то что они хотят, а что вы хотите?” Он сказал: “A я не хочу, потому что они сначала будут поклоняться им, а потом забудут о них и это будет оскорблением”. Я не говорю что никто не должен поклоняться божествам, я просто привожу пример. Один сорокалетний преданный женился на 18-летней преданной – он хотел. Он пришел к гурудеву и спросил: “Mожно мне жениться?”. Тот ответил:” Hу я не хочу сказать нет…” Тогда тот преданный выбежал счастливый: “O Гурудев дал свои благословения!” Это не так просто получить ясные прямые наставления от Гурудева.

<махарадж читает джайва дхвани, потом все вместе преданные повторяют мангалачаран>

В Гаудия матхе делается большее ударение на пение киртанов и бхаджанов, в ИСККОНе мы поем их не так много, но Шрила Прабхупада лично пел их очень и очень много и давал множество комментариев. На самом дел он делал ударение на харинаме. Когда он принимал санньясу, Его духовный брат Шрила Акинчана Кришнадас Бабаджи махарадж пел Харе Кришна махамантру. Другие преданные хотели услышать также и другие киртаны, но Шрила Прабхупада, стоя у него за спиной, рукой сзади подталкивая, вдохновлял его - давай Харе Кришна. А сейчас Шрила Прабхупада привел нас к лотосным стопам нашего Шрилы Гурудева (Шри Шримад Бхактичеданта Нараяна Госвами Махарадж) и Он обучает нас настроениям семьи Шри Чайтаньи Махапрабху. Иногда люди различают - вот это Гаудия Матх, а вот это ИСККОН. На самом деле Гаудия Матх - это проповедническая миссия Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура, поэтому ИСККОН это тоже Гаудия Матх. Хотя у нас ударение делается на разные вещи. Так или иначе наш Гурудев хочет соединить оба эти настроения. Он говорит: “Я хочу чтобы у нас было такое же сильное проповедническое движение и распространение книг, какое было у Вашего Гуру Махараджа, Шрилы Прапхупады”. Он не хочет чтобы мы сидели целый день и практиковали так называемый бхаджан.

<преданные вместе поют Шри Гурваштаку, Охе Вайшнава Тхакура, Шри Кришна Чайтанья прабху доя коро море, Шри Шачитаная аштаку, Але Мохи Лаге Вриндавана Мико, Ямуна Пулине, Намами Нанданаштаку, Шри Шри Радха Крипа Катакша аштаку>

Шри Чайтанья Махапрабху хотел чтобы мы громко воспевали святое имя в экстазе. <начинает киртан> Но Он не хотел чтобы мы просто стояли в экстазе, он хотел чтобы мы танцевали и наш Шрила Прабхупада дал нам очень хорошее лекарство от апатии – шаг Свами: левую ногу ставите перед правой, потом наоборот – это очень очень сложная наука и так туда и обратно и все под музыку и потом еще 2 вещи он просил от нас -- всем поднять руки и улыбаться.

<все преданные смеются и веселый киртан продолжается, махарадж ведет и играет на мриданге, потом читается джайва дхвани и начинается лекция>

Прежде всего я предлагаю мою жизнь как цветок тысячи и тысячи раз моему дикша гуру Нитья Лила Правишта Ом Вишнупада Аштоттара Шата Шри Шримад Бхакти Веданта Свами Махараджу и столько же моему шикша и санньяс гуру Ом Вишнупада Аштоттара Шата Шри Шримад Бхакти Веданта Нараяне Госвами Махараджу, всей Гуру-варге и всем собравшимся преданным.

В Шри Чайтанья Чаритамрите есть стих – “каков смысл в поэме если она не заставляет голову накланяться и какая польза от стрелы если она не попадает в сердце и не заставляет голову наклониться”.

Когда Шрила Гурудев дает хари-катху - он дает прекрасную сиддханту и в тоже время очень прекрасный раса вичар, таким образом действуя на ум и на сердце. В общем можно сказать, что таттва сиддханта смотрит как бы со стороны, немного отвлеченно и раса вичар значит, личный опыт и наслаждение, поэтому нам нужна пища как для разума так и для сердца. Мы должны ясно представлять, что такое сознание Кришны и в тоже время у нас должна появляться вера, чтобы мы могли практиковать глубже. И следующие 5 дней мы постараемся погрузиться в это . Я постараюсь приоткрыть завесу как можно больше. Я не собираюсь давать вам какое-то ученое изложение, такое что через 2 недели вы вряд ли вспомните 2%. Я хочу увидеть как мы сможем больше погрузиться в сознание Кришны как внутренне так и внешне. Имеет ли это смысл?

Когда я учился в университете у меня был экзамен, обычно у нас экзаменовали по двое, и мы с товарищем написали письменную работу, а потом наш учитель задал нам устные вопросы, но мы с ним не смогли на них ответить. Тогда учитель сказал: “Хорошо, я буду просто сидеть и ждать пока вы мне не ответите”. И повисла мертвая тишина, продолжавшаяся 5 минут. А потом разум начал работать. Мы начали мыслить и говорить что приходило на ум спонтанно. Я никогда от себя прежде не слышал чтобы я говорил что-то подобное и мой товарищ тоже. И учитель был удовлетворен. Потом мы шли по ступенькам и я спросил у своего друга: “А о чем все это было?” “Не знаю”, - ответил тот. Так или иначе наш учитель попытался встряхнуть наши мозги. Никто до этого не пытался научить нас мыслить логически и систематически. Через 2 года я оказался в Африке и использовал этот опыт для того, чтобы рвать эту материальную науку на куски. Поэтому очень важно иметь способность ясно размышлять. Однажды я пошел на станцию и хотел купить билет. Но в кассе я по ошибке назвал ту станцию, где покупал билет. И кассир спросил тогда: “Kакая платформа?” Итак, нам действительно нужно знать - куда мы идем. Если мы придем покупать билет, нас спросят куда нам нужен билет. “Куда? Я не знаю…” Tогда кассир подумает, что мы сошли с ума. Если мы хотим прогрессировать, мы должны знать куда мы идем. Что такое сознание Кришны?

Преданные:

….всегда помнить о Кришне и никогда не забывать его….

….осознавать что я его дитя, я завишу от него и радовать его принимая участие в играх с ним …

…оставить все привязанности и предаться Кришне…

…внешне следовать Шри Чайтанье Махапрабху, а внутренне служить в своем духовном теле под руководством Шрилы Гурудевы и Рупы Госвами Шри Шри Радхе и Кришне…

Махарадж: Есть разные разные идеи о том, что такое сознание Кришны. Я не говорю что вы не правы, многое из перечисленного правильно. Но должна быть одна идея, которая включает все остальные. Так какова же наивысшая идея сознания Кришны? Кто самый сознающий Кришну преданный? В общем можно сказать, что самые возвышенные и самые любящие Его преданные – это обитатели Вриндавана. И мы знаем, что среди них Кришне нравится играть с пастушками, но когда мама Яшода связала Его, пастушки не смогли развязать его. Таким образом Ее любовь сильнее их любви. И очень часто Ему больше нравится находиться в обществе Гопи, чем матери Яшоды. В 10 песни Шримад Бхагаватам по всей книге прославляются Гопи. Когда Уддхава пошел во Вриндаван Он прославлял Гопи. Когда Кришна и Баладева дрались на арене Камсы, то женщины Матхуры прославляли Гопи: “О какие же Гопи совершали аскезы чтобы увидеть его прекрасную форму!” Гораздо позже, когда Вриджабаси встретились с Кришной на Курукшетре, Он был со своей мамой и плакал и плакал. Но Она поняла, что если Гопи сейчас не поговорят с Кришной, то они умрут. И в конце этой главы мы видим как Кришна разговаривает с Гопи.

Высшая любовь - это любовь Гопи, а среди них - любовь Шримати Радхики наивысшая. Шри Чайтанья Махапрабху - это сам Кришна, который пришел вкусить настроение Шримати Радхики. Итак, сознание Кришны - это настроение служения жителей Вриндавана, среди которых наивысшая преданная это Шримати Радхика. Мы не можем занять Ее место. Но наша конечная цель -- это обрести настроение служения жителей Вриндавана. Но что это должно значить для нас? Это значит перенять так или иначе эти настроения служения и развивать их.

Вначале нужно развить так или иначе какое-то общее настроение служения Кришне. Но потом мы должны под влиянием возвышенной садху-санги захотеть получить эти нaстроения служения вечных спутников Кришны. Все понятно? Cледующий вопрос это как мы его собираемся получить это настроение. Допустим вы хотите организовать бизнес по продаже шариковых ручек. И где вы собираетесь их взять? Будете ли вы их делать дома на кухонном столе? Если вы будете тяжело трудиться на протяжении 10 лет, как вы думаете хотя бы одну ручку вы сможете сделать? Таким образом, мы должны получить их от того у кого они уже есть. У нас нет способности создать такую шариковую ручку самостоятельно. А что уже говорить о настроении Вриндавана, мы не сможем воспроизвести его самостоятельно никогда. Ни при помощи чтения книг, ни помощи йоги, ни при помощи воображения. Почему же это вне наших способностей? Потому что мы обусловленные души, за исключением того какой прогресс мы совершили по милости Гурудевы. Наша природа это удовлетворять наш ум и чувства. И в действительно, то чем мы сейчас занимаемся – это хотим удовлетворить себя на 100%. И удовлетворить Кришну на 0%. Это природа обусловленной души, вот почему мы в тюрьме. Мы не думаем 50 на 50 , мы думаем -100 % для меня и 0% для Кришны. А каковы спутники Кришны? Они могут только доставлять удовольствие Кришне. И это объясняется в Шри Чайтанья Чаритамрите – единственное желание обитателей Вриндавана - это доставлять удовольствие Кришне и служить ему. Когда они совершали поклонение Гирирадже Говардхане, его личность проявилась на вершине Гирираджи. Кто эта личность - это сам Кришна, но проявленный отделенно. Жители Вриндавана предлагали столько пищи, а он просил еще и еще. И в конце когда уже ничего не осталось, Они предложили Ему листок Туласи. И Он сказал: “О, сейчас я полностью удовлетворен. Просите любое благословение”. И они могли попросить что угодно. Но они попросили чтобы Кришна был счастливым. Итак, Они могут только доставлять удовольствие Кришне и их совсем не интересует удовлетворения себя. Таким образом их настроение отличается от нашего на 100 % . По своей природе у нас нет никакого доступа к их настроениям. Но у нас есть природная склонность получить их. Почему? Потому что по своей природе душа - это слуга Кришны, но сейчас она как чашка перевернутая вверх дном, имеет нулевую склонность вмещать воду. Если мы перевернем ее хотя бы немножко, она сможет вместить в себя немного воды, и таким образом переворачивая ее больше и больше со временем ее можно будет полностью наполнить водой. Гурудев учит нас - у вас есть кружка и сейчас переверните ее. Это означает что наша изначальная сварупа эта форма слуги Кришны. Например возьмем компьютер - у него столько программ, он может сделать столько удивительных вещей, но ему нужна шакти, электроэнергия. Подобным образом нашей сварупе нужна сваруп шакти и тогда она тоже сделает что-то удивительное. И это приходит по милости Гурудева.

шикша-гуруке та джани кришнера сварупа
антарьями, бхакта шрештха - эи дуи рупа

Нужно понять, что духовный учитель, который дает наставления - это сам Кришна. Господь Кришна проявляет себя как сверхдуша и как непревзойденный преданный Господа.
(ШЧЧ 1.1.47)

Гурудев это обитель сварупа шакти Кришны - Он может дать ее или через него она может прийти к нам. Это очень поразительный процесс.

Итак сознание Кришны – это настроение служения жителей Вриндавана. С нашей точки зрения это значит что мы должны получить их и практиковать их. И как же мы собираемся получить эти настроения? Практически, что нам нужно делать?

Преданные: следовать наставлениям Шрилы Гурудева.

Махарадж: почему это хорошо для нас следовать наставлениям Шрилы Гурудевы, в чем они заключаются? Шраванам, киртанам, вишну смаранам. Следование этим наставлениям означает что мы подготавливаем наше сердце чтобы обрести Его милость. Когда мы следуем Его наставлениям, мы постепенно сможем понять Его настроение. Он обучает нас настроениям вечных спутников Кришны. Практикуя сознание Кришны под руководством истинного духовного учителя, сердце примет такую форму, что оно сможет принять эту милость. Наша садхана-бхаджана это не значит что мы сами себя очищаем, мы не можем как Мюнхаузен вытащить сами себя за волосы. Кто-то должен нас вытащить. Практикуя под руководством Гурудева, по его милости, мы сможем очиститься и Его вдохновение войдет в наше сердце.

Итак в духовном мире есть различное множество спутников Господа. У Нараяны есть спутники, у Рамачандры есть спутники, у Кришны в Двараке есть спутники, у Кришны в Матхуре есть спутники и также есть спутники Кришны во Вриндаване. Почему же мы всегда говорим о Вриндаване. Вриндаван, Вриндаван, Вриндаван. Что же в нем такого особенного?

Преданные: Он пришел из духовного мира

Махарадж: Дварака тоже, Матхурa тоже, Айодхья тоже…

Преданные: Вриндаван особенный.

Махарадж: Да, Вриндаван особенный. Мы все с этим согласны. Почему?

Преданные: Там есть паракия раса.

Махарадж: Хо, хо сейчас мы поднялись действительно очень высоко. Другие идеи?

Преданные:  Гьянашунья бхакти - вечные спутники Кришны во Вриндаване не знают, что Oн - Верховная Личность Бога.

Махарадж: Но значит ли это что они невежественны? Уддхава – это очень великий ученый. И он пошел во Вриндаван и был поражен – они так любят Кришну, но даже не знают что он Верховная Личность Бога и он пытался объяснить им это. И что же особенного в том что жители Вриндавана не знают что Он Бог? Почему это самое высшее?

Если Вам кто-то пытается продать страховой полис и говорит что он самый лучший и другой человек пытается продать вам подобный говоря то же самое, то мы должны действительно узнать почему именно этот страховой полис самый лучший. Итак, почему Враджа према самая возвышенная?

Преданный: Потому что наши Ачарьи показывают нам пример, Гурудев. И он очень счастлив, мы видим это.

Махарадж: Это правда. Но Мадхавачарья не соглашается с этим. А Он очень большой Ачарья.

После встречи Дурвасы Муни и Амбаришы Махараджа, Дурваса Муни пошел во Вриндаван, там он сел под деревом и вдруг увидел Кришну и Баладеву как мальчиков пастушков. Они в этот время играли в кели-данду (лапту). Они играли и Кришна проиграл, но начал говорить что Он выиграл. Баладев начал возмущаться и говорить: “Нет же я выиграл!” И другие мальчики–пастушки тоже сказали Кришне, что Он не выиграл. Но тот все продолжал настаивать: “Нет я выиграл, посмотрите - вон мудрец под деревом сидит, давайте пойдем к нему и спросим кто выиграл”. И они все подошли к Дурвасе и Кришна сказал: “Эй Баба, правда что я выиграл?” A потом Баладев подошел и сказал: “Баба, но ведь правда, что я выиграл? Баба он ведь врет, правда?” Но Дурваса Муни оцепенел, он не мог сказать ничего, потому что перед ним был Верховный Господь, сам Парабрахман и Он бессовестно врет. И он вообще не мог сказать ничего. И тогда Кришна прыгнул ему на колени: “Эй Баба, ты что глухой или немой?” А он ничего не мог сказать. Тогда Кришна начал дергать его за бороду: “Эй Баба!” А потом спрыгнул с его колен и сказал: “Aaaaaaa, бесполезно” .

Когда Арджуна увидел вселенскую форму Кришны на Курукшетре, он очень испугался: “О столько раз я шутил над тобой и общался как с другом - прости меня, прости меня!” Но когда мама Яшода заглянув Кришне в рот и увидела там Его вселенскую форму, то отреагировала по-другому. Она подумала: “Какой-то дух пришел. Принесите коровью мочу и навоз”. И они начали мыть Кришну в моче и коровьем навозе, рисуя на нем коровьим хвостом всякие благоприятные знаки. Кришне это очень не понравилось: “Фуууу, я никогда больше не покажу им Мою вселенскую форму!” А когда мальчики-пастушки пошли с Кришной в Матхуру, они сказали Кришне: “Cлушай мы за тебя боимся - эти борцы Чандра и Муштика такие огромные и сильные, они могут победить тебя. А ты маленький слабенький ребенок, даже Шридхам может побить тебя. И как ты собираешься драться с ними?” Тот ответил: “Не беспокойтесь”, и показал им гигантскую форму Дурга Вишну. И она держала столько оружия. И мальчики-пастушки посмотрели: “Oоооооо классно, классный трюк Кришна, теперь мы верим что ты победишь!”

После того как Кришна поднял холм Говардхан, пастухи пришли в дом к Нанде Бабе. Они сказали ему: “Баба, мы очень обеспокоены, присядь пожалуйста, мы хотим поговорить с тобой. Кришна поднял Говардхану и 7 суток на мизинце левой руки держал Его. И сам Гаргамуни сказал, что возможно Он какой-то полубог, а возможно даже сам Нараяна. И поэтому ты должен перестать к нему относиться так, как это ты сейчас делаешь. Иногда ты просишь принести Его свои сандали и Он тащит их на своей голове. Как ты считаешь, так нормально вести себя с более возвышенной личностью? А мама Яшода иногда связывает его и шлепает, его чуть не убило когда 2 дерева Аржуна упали. Яшода шлепает его, тягает за уши, бегает за ним с палкой. Это не хорошо. Ты должен изменить к нему отношение, может быть этот Бог”. Нанда Баба: “Да, я слышал, что пастухи взрослеют к 80 годам и сейчас я вижу, что это правда. Вы считаете, что Кришна Бог, бросьте. Мы с вами видели великих святых, а Бог намного более велик, чем великие святые. Святые никогда не гневаются, не врут, не воруют, у них нет материальных желаний, они всегда спокойны и умиротворены. А Кришна негодяй - Он бегает от дома к дому и ворует масло и если ему это не удается тогда Он просто разбивает горшки. И Он плачет когда хочет получит молоко мамы, Он врет, ворует везде - Кришна это Бог?” И начинает громко смеяться, и все другие пастухи тоже начинают хохотать: “О Кришна Бог - хахахаха!” А что уже говорить о Гопи. Во время весеннего танца раса Кришна прятался от Гопи, Он захотел обмануть их и проявил свою четырехрукую форму - Он сидел в кустах в роще в форме Нараяны.

Мы знаем что Нараяна очень милостивый и все, что Его преданные Его ни попросят он может легко дать. И Гопи подошли к нему: “О Нараяна здесь! Прими наши поклоны…ты не видел Кришну, не мог бы ты нам сказать где он?”- они вообще не интересуются Богом, им не интересно получить какое-то благословение от Него – они просто хотят узнать где Кришна. И затем Шримати Радхика пришла, но еще до ее прихода трансцендентный аромат тела опередил ее и Кришна больше не мог поддерживать свою четырехрукую форму и две руки втянулись и он принял опять свою форму Кришны. Это произошло в месте Пайтак Грам, и даже сегодня мы можем видеть это место и слышать там о его славе.

Джаядев Госвами был величайшим поэтом. Он жил еще до Шри Чайтаньи Махапрабху. Он не был обычным поэтом, который долго думает о чем написать, а потом пишет. Он сидел в самадхи и видел развлечения Кришны и записывал все как это приходило в его сердце.

И однажды он сидел и увидел в медитации как Шримати Радхика разгневалась на Кришну, но это не обычный мирской гнев - это трансцендентный гнев, трансформация пранаи - любовь так глубока, что уже нет ощущения отдельности друг от друга. И Джаядев Госвами увидел что Кришна пришел к Шримати Радхике чтобы успокоить ее - Он предложил Ей свою корону, флейту, Свое павлинье перо и все это Он кладет перед лотосными стопами Радхики. “О Шримати Радхика самая великая преданная Кришны, но Он не может предлагать Ей поклоны, возможно какая-то нечистота появилась в моем сердце” .

И он пошел принять омовение в Ганге. Через пару минут он вернулся и спросил: “Где моя книга котрую я пишу, Гита Говинда?”- жена дала ее ему, он в ней что-то записал и опять ушел, а через какое-то время пришел назад. Жена спросила его: “Почему ты ходишь туда-сюда - ты уже принял омовение?” А он спросил: “Что ты имеешь в виду говоря хожу туда-сюда? Я пошел на Гангу и второй раз не возвращался”. “Hет ты приходил, взял свою книгу, дописал в нее что–то и ушел опять”. “Я в книге написал? А ну дай-ка мне ее пожалуйста”. Он открыл ее и там золотыми буквами было написано:

мое тело горит в огне купидона, я так хочу быть с тобой, пожалуйста погаси этот огонь, милостиво поставив свои стопы мне на голову

Джаядев Госвами был потрясен, плача он сказал: “О, мой Прабху пришел и написал этот стих, ты видела Его! Так значит это настроение правильное. Если кто-то знает, что Кришна Бог, он не сможет вести себя с Ним таким образом “. У дживы есть 50 качеств. У Шивы есть 55 качеств. У Нараяны 60 качеств, а у Кришны во Вриндаване -64 качества, у Него есть 4 прекрасных качества, которые вы не найдете ни в ком другом:

1 - вену мадхури - это его флейта, которая трансформирует все, когда Он играет на ней - даже горы тают. Во Вриндаване есть очень много следов на камне, это не значит что их кто-то специально выдолбил на камне - они упоминаются в священных писаниях. Аналогично, мы можем видеть отпечатки трансцендентного тела Господа Чайтаньи в Алаланатхе и также отпечаток его большого пальца ноги есть в Джаганатха Пури на Гаруда-стамбхе, но мы не можем его видеть. Вся вселенная очарована его флейтой. Ничто во вселенной не может сравниться с красотой Его игры на флейте.

2 - рупа мадхури - форма Кришны во Вриндаване самая прекрасная. И также Его красота зависит от того, с кем Он находится. Эта форма становится более прекрасной пропорционально любви преданного. Она самая прекрасная когда Кришна с Гопи.

3 - према мадхури - любовь, которую преданный испытывает к Кришне во Вриндаване на много выше, чем любовь любого другого. Удххава был величайшим преданным Кришны и однажды Кришна сказал ему: “Я хочу чтобы ты пошел во Вриндаван, утешил моих маму и папу и также гопи”. Уддхава сказал: “Я такой великий преданный, великий ученый и оратор я легко смогу их утешить. И кроме того я Твой величайший преданный так что у меня все получится”. И он пошел во Вриндаван и увидел как Нанда Баба и мама Яшода плачут и плачут. Он подумал: “О, я не могу так плакать по Кришне, в писаниях сказано, что если кто-то может плакать по Кришне, то он очень удачлив. И что же мне сказать им? Кришна хотел чтобы я утешил их, но они настолько удачливы, что они плачут от всего сердца. Хорошо, я знаю что сказать - вы плачете потому что вы думаете, что Кришна Ваш сын и Он оставил вас, но у меня есть хорошая новость для Вас Кришна – Верховная Личность Бога, у него нет ни отца ни матери, поэтому это ошибка, вам нет необходимости плакать. Но он не успокоил их этими словами. Нанада Баба сказал: “Я слышал что ты великий ученый, а сейчас я вижу что у тебя еще на самом деле даже молочные зубы не повыпадали. Кришна ушел, а ты сейчас мне говоришь что он Бог? Это то же самое как если кто-то потерял драгоценный камень и потом он узнает, что этот камень на самом деле был чинтамани - исполняет все желания - он начинает плакать еще сильнее”. И они дальше плачут и плачут. А на следующее утро Уддхава увидел гопи. Они спросили его: “Почему он оставил нас, мы совершенным образом любили его, но Он порвал эту любовь и оставил нас. Почему?” И он не мог ничего сказать. Он видел как плакала и плакала Шримати Радхика и не просто плакала -- подобно сумасшедшей она говорила со шмелем, ругала его. И Уддхава подумал: “У меня нет такой любви как у Вриджабаси, моя любовь подобна горчичному зернышку по сравнению с Гималаями их любви”.

Закон любви таков – человек идет туда, где больше любви и привязанности, и Кришна тоже следует этому правилу. Он идет туда, где самая высокая любовь к нему. И где это? Это Вриндаван, и поэтому он никогда не может его покинуть. И точно также если кто-то обретет такую любовь, какая есть у вечных жителей Вриндавана Кришна никогда не покинет его. И этот Кришна, который не может покинуть Вриндаван – это самая высшая форма Бога - самая красивая, самая милостивая - вот почему мы хотим обрести эти настроения Враджа - так как это приближает Кришну к нам, в его самой прекрасной и любящей форме. Все хотят быть счасливыми. Когда в нашей предыдущей материальной жизни мы были счастливы, это значит что мы были счастливы с кем–то вместе. Сейчас мы конечно уже не ходим на вечеринки, но в былые времена – если нас кто-то приглашал на очень хорошую вечеринку, где все будут очень счастливы и все хорошо проведут время, тогда мы с радостью шли туда. А Кришна - это самая счастливая личность, и у него самые лучшие вечеринки, и они гораздо лучше даже чем Раса Лила. И это самый лучший страховой полис, и вот почему он самый лучший. И Враджа према - это самый высший приз, и у Гурудева она есть и Он хочет ее дать, но не так дешево. И поэтому нам нужно практиковать под его руководством.

Почему мы практикуем садхана бхакти -- чтобы очиститься, или стать сознающим Кришну? Мы практикует садхану потому, что Гурудев сказал нам делать это. Это процесс который доставляет удовольствие Кришне и Гурудеву. Кришна хочет чтобы Его все любили - Он хочет дать эту любовь к себе, но она судурлабха - самая труднодостижимая вещь. Почему? Потому что Кришну можно контролировать этой любовью. Поэтому он немного интересуется -- кто это там собирается контролировать Его, хочет убедиться действительно ли мы серьезны, сможем ли встать рано утром, сможем ли воспевать его имена, сможем ли мы вспоминать Его развлечения, сможем ли мы предлагать служение Ему. И когда мы совершаем все эти вещи постепенно эти настроения приходят к нам, а анартхи уходят:

адау шраддха татах садху-санга тха бхаджана крия
тато нартха нивриттих сйат тато ништха ручис татах
атхашактис тато бхавас татах премабхйуданчати
садхаканам айам премнаъх прадурхаве бхавет крамах

Бхакти проходит последовательные стадии развития начиная с веры (шраддхи), за которой следует общение с преданными (садху-санга), совершение преданного служения (бхаджана крия), избавление от нежелательных качеств (анартха нивритти), обретение постоянства (ништха), появление вкуса (ручи), любовная привязанность (асакти), бхава (первые лучи появления любви к богу) и наконец према (чистое любовное служение)
[Шри Бхакти Расамрита Синдху 1.4-1.6]

Анартхи уходят, а настроения приходят. Если мы будем удачливы - вкус придет. И тогда настроение станет сильнее и мы перейдем на уровень асакти, прямой привязанности к Кришне – вот это наша дорога. И мы должны прояснить для себя этот путь - чего мы хотим достичь и как мы хотим этого достичь. И тогда мы поймем почему имеет смысл следовать наставлениям Гурудева. И тогда нам нужно узнать, каковы же наставления Гурудева и Ачарьев - и это мы обсудим в следующие 4 дня - какие эти наставления и как мы можем им следовать. Каковы же ворота в бхакти -- Шаранагати, предание, как мы сможем стать предавшимися согласно Шриле Рупе Госвами и Тхакуру Бхактивиноде. Что такое смирение и почему оно важно, что такое вера , почему так важна садху-санга и почему нам нужен гуру и каковы пять самых важных анг бхакти - мы обсудим все эти вещи.

Есть какие-нибудь вопросы?

<вопрос не слышен на записи>

Нам нужно знать что мы пытаемся получить. Когда Гурудев первый раз приехал в Великобританию в 1996 году, первое что он сказал – это стих Шрилы Рупы Госвами:

крити садхья бхавед садхья
бхава са садханабхидха
нитьясиддхасья бхавасья
пракатьям хриди садхьята

Садхана-бхакти или регулируемое совершение преданного служения - это практика совершаемая материальными чувствами, благодаря которым достигается бхава (настроение трансцендентного любовного служения Кришне). Эта бхава существует вечно в сердце каждой дживы, и садхана бхакти это потенциальный путь пробудить его.
(ШБРС-1.2.2/ШЧЧ-Мадхья-22.105/ДжДх-стр455)

Эта садхана - это метод который мы практикуем чтобы достичь бхавы. Качество этой садханы в том, что она пробуждает бхаву. И Гурудев сказал – если вы не знаете, что наша цель это достичь бхавы , и если вы не практикуете таким образом чтобы приблизиться к бхава бхакти, то вы не практикуете садхана бхакти. Потому что садхана это метод при помощи которого достигается садхья  – цель. И поэтому если вы не знаете что такое цель, или Вы не пытаетесь достичь эту садхью, то вы не практикуете садхану.

“О Боже мой, подумал я, я не знаю что такое бхава. Это значит, что на протяжении 20 лет я не практиковал садхана бхакти – для меня это был большой шок”. И я пошел поговорить с Гурудевом, и я сказал:
“Гурудев, мне кажется что я до сих пор жил в какой-то тени -- тень харинамы, тень бхакти…” Я очень надеялся что он скажет:
“Нет нет, ты старший преданный, ты хорошо прогрессируешь, просто продолжай, все нормально”. Но Он даже близко такого не сказал. Он сказал: “Не отчаивайся, не впадай в депрессию, когда-то тебе же нужно начать.” И это очень меня впечатлило. Теперь очень часто, когда я сижу с четками, я задумываюсь - что же я делаю прямо сейчас? И в действительности, если мы не думаем так во время воспевания, то чем мы тогда занимаемся? Мы теряем нить садханы. Вот почему я делаю ударение на том, что мы должны знать, что такое садхья и каков метод благодаря которому можно достичь ее. Откуда мы? Мы должны разобраться с того уровня где мы сейчас находимся. Не идеалистично и теоретически. А практично, чтобы мы могли начать стабильно следовать. Это то, что нам нужно . Это очень и очень тяжело практиковать здесь на Украине. Сейчас 10-15 дней погода хорошая, а потом она будет ужасная, и денег нет и нужно тяжело работать и материальные гуны так тяжелы. А большинству людей преданные вообще не нравятся. И столько греховной деятельности, все общество катится в ад. Это трудно. Мы не можем просто практиковать случайно и надеяться, что все само собой образуется.

Сегодня мы проезжали мимо огромного свежеотремонтированного моста, при открытии которого первым Ваш президент проехал. Как он называется? Амурский?

Он не мог появиться сам по себе, случайно. Разработчики имели очень четкий план, что за чем делать и по этому плану они вкручивали каждый болт и это хороший мост, он крепок. И я видел как множество автобусов едут по нему. И Бхакти должно быть таким же. Мы должны знать что мы делаем и делать это серьезно.

Еще вопросы?

Преданный: что такое ништха?

Махарадж: Ништха означает устойчиво сконцентрироваться на преданном служении, твердая вера. Вера не просто означает верить - это склонность следовать писаниям. Так много людей говорят: ”О я верю в Иисуса, в Бога, в то и это”, но что они делают для этого?

- А что вы имеете в виду, что мы делаем для этого? Я верю в Бога, что мне еще делать?

- Вы ходите в церковь?

- Нет, в этом нет необходимости я просто верю и все.

Это не шраддха. Шраддха это:

шраддха сабдхе вишвас кохе судриштха нишчой
кришна бхакти коиле сарва карма крити хой

Шраддха это уверенность, твердая вера в то, что совершая любовное преданное сужение Кришне вся другая деятельность уже включается в нее, совершается автоматически без моего участия.
[ШЧЧ-Мадхья-22.62]

Если у кого-то есть шраддха, он обязательно будет служить Кришне. Адау шраддха - прежде всего нужна такая вера, затем татах садху санга, общение с преданными, затем бхаджана крия, практика. Затем анартха нивритти и только затем ништха.

Мы можем также обсудить разницу между ништхита бхакти и аништхика бхакти. Наш Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур дает очень хороший анализ в Мадхурья Кадамбини.

Итак Бхакти начинается с Гуру Бхакти. Кришна Бхакти начинается с Гуру бхакти. Почему? Мы не можем видеть Кришну при помощи материальных чувств и мы не можем повторять Святое Имя своим материальным языком. Но мы можем видеть Гурудева. Но это не означает что Гурудев это обычная личность. Гуру авгья – это первое оскорбление Святого имени. Думать что Гурудев -- это обычная материальная личность, с материальным телом, подвластным карме. Нет. Он полностью духовен. И все что вокруг него это произведение Йогамаи, не Махамаи. Ачарьям мам виджнаният. Кришна говорит - Ачарья это Я сам. Не думайте что Он смертное существо. В Шри Чайтанья Чаритамрите говорится:

гуру кришна рупа хана шастрера прамане
гуру рупе кришна крипа карена бхакта гане

В соотвествии с выводами всех священных писаний, духовный учитель неотличен от Кришны. Господь Кришна в форме духовоного учителя освобождает своих преданных.
[ШЧЧ 1.1.45]

шикша-гуруке та джани кришнера сварупа
антарьями , бхакта шрештха-эи дуи рупа

Нужно понять, что духовный учитель, который дает наставления - это сам Кришна. Господь Кришна проявляет себя как сверхдуша и как непревзойденный преданный Господа.
[ШЧЧ 1.1.47]

Таким образом духовный учитель -- это рупа Кришны и также Его сварупа - Он не материален. Но мы можем увидеть его, коснуться его, услышать Его, он может наставлять нас. И мы можем любить Его и Он вдохновляет нас на это. Мы слышим много раз от него: “Я приехал сюда, собрал столько сердец и положил к себе в карман”. Этот кажется подобным обычной мирской дружбе, но когда эти отношения углубляются, мы видим что это не обычная дружба. Эти взаимоотношения глубоки -- даже сейчас когда я не нахожусь рядом с ним. Это мое понимание. Кришна Бхакти начинается с Гуру Бхакти. Это значит что мы должны служить Гуру. Сейчас также. Но где же Он - в Индии, далеко-далеко? Он здесь. Теоретически мы это знаем. Но Гуру Бхакти начинается когда мы знаем что Гурудев здесь и рядом. И когда мы зовем Его, молимся Ему, плачем, Он на самом деле приходит. В этом суть. Мы должны служить трансцендентному присутствию Гурудева. Во-первых нам нужно привыкнуть к этой идее, что Гурудев всегда трансцендентно присутствует рядом. И затем мы должны выбраться из понимания что это просто мое воображение, что Он не со мной потому что я слишком морально разложившийся, слишком падший. Это анартха. Гурудев приходит спасать падших. Итак, на самом деле если я считаю себя падшим, значит я являюсь хорошим кандидатом на милость Гурудева. И Он придет. Это убеждение приходит из Гуру Бхакти. Я не говорю что это начало Бхакти, это очень важная его часть. Имеет ли это смысл?

Преданные: Да.

Махарадж: Итак сейчас мы можем провести медитацию. Будем повтроять Харе Кришна маха-мантру и вспоминать Гурудева. Существуют различные методы воспевания Харе Кришна и различные методы помятования во время воспевания и это один из них. Это один из способов одобренных Гурудевом. Однажды кто-то спросил Его: “Как нам остановить наш ум во время воспевания, чтобы он не блуждал?” Гурудев сказал: “Принеси четки”. И они сидели друг на против друга и воспевали. И потом Гурудев спросил: “Твой ум блуждает? Как ум может блуждать если мы воспеваем вместе, ты смотришь на меня, а я на тебя? Когда вернешся домой - воспевай таким образом - думай как мы воспеваем вдвоем, ты смотришь на меня, а я на тебя.”

Итак, если у вас есть с собой четки возьмите их, а если нет, ничего страшного, воспевайте без них.

<преданные все вместе начинают воспевать мантру вполголоса, а махарадж в это время дает темы для медитации>

Вначале мы вспоминаем Харинам прабху, Кришна приходит в форме своего Святого имени. Это полностью трансцендентный звук, и он не отличен от образа, всех качеств, игр и развлечений Шри Шри Радхи и Кришны... Молите Шри Харинам прабху чтобы могли служить ему, повторять Его… А затем мы вспоминаем трансцендентную личность, которую дала харинам… А поскольку эта личность трансцендентная, то Его звуковая вибрация полностью трансцендентная…. И мы вспоминаем Шрилу Гурудева и в своем сердце мы подготавливаем место для него, мы приветствуем Его, мы чувствуем Его трансцендентное присутствие, мы знаем что Он видит нас и любит нас. Мы предлагаем поклоны лотосным стопам Гурудева, предлагаем им цветы... Мы сидим и повторяем мантру вместе с Гурудевом. Мы смотрим на Него, а Он на нас, Он так нас любит… Памятуйте настроения Гурудева при воспевании, Его настроения служения Шри Шри Радхе Кришне и как Он хочет дать эти настроения нам…. Итак воспеваем вместе с Гурудевом и пытаемся открыться, чтобы его настроения вошли в наше сердце…. А сейчас мы готовимся покинуть Шрилу Гурудева, предлагаем лепестки Его лотосным стопам, не обычные лепестки, а наши сердца. Сердечное пушпандали… и постепенно возвращаемся в эту комнату, где мы все вместе воспеваем Харе Кришна…

<преданные постепенно прекращают воспевать и махарадж продолжает класс>

Итак, если мы так воспеваем, действительно ли Гурудев приходит? Или это воображение?

Преданный: Гурудев всегда рядом.

Махарадж: И по мере того как мы взращиваем это чувтство Его трансцендентного присутствия, мы становимся все более и более стабильными в преданном служении. Мы взращиваем чувство трансцендентного присутствия и служения. Не важно далеко Он или нет. В любом случае. В каком-то смысле на нашем уровне даже лучше когда он далеко. Когда мы рядом физически есть опасность потерять это ощущение Его трансцендентного присутствия, сердечного контакта. Поэтому разлука с Гурудевом просто драгоценна.

Нитай Гоура Преманде!!!

<преданные продолжают задавать вопросы>




Служить внешне означает, что мы должны точно знать что такое Гуру сева, сева Махапрабху , Шри Шри Радхе Кришне, в нашей нынешней ситуации. А внутренне нужно точно знать, что такое Их настроение и как мы можем развить его. Например, если я хочу служить своему Гурудеву, то я должен точно знать, каковы Его наставления и какова Его миссия. Гурудев хочет чтобы мы стали осознавшими Кришну душами. Он никогда не говорил что только 25 человек в Днепропетровске должны быть сознающими Кришну. В Англии есть одна шутка: человек из северной страны молится: “О Боже, благослови меня и мою жену, моего сына Джона и его жену. Вот этих четырех и никого больше. “Гурудев никогда не дает таких наставлений. Неотъемлемая часть процесса осознания Кришны, это помогать другим. Итак, мы должны понять наставления Гурудева, Его миссию, а иначе мы не сможем служить. И также развивать эти настроения. Нужно также осознать, что такое настроения наших Ачарьев, как мы можем принять их в наше сердце.

Если мы хоть немножко серьезны в служении Гурудеву, если мы уже видим , что наша духовная жизнь зависит от этого служения и если мы видим, что мы помогаем друг другу служить Гурудеву, то у нас будет много любви друг к другу.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий